ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА Выступление Алисиевич Екатерины Сергеевны, кандидата юридических наук, доцента кафедры международного права Российского университета дружбы народов, заместителя генерального директор

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

ВЫСТУПЛЕНИЕ
Е.С. Алисиевич,
кандидата юридических наук, доцента кафедры международного права Российского университета дружбы народов, заместителя генерального директора «Центра международно-правовых экспертиз» (г. Москва)

28 февраля 1996 года Российская Федерация стала членом крупнейшей европейской региональной организации Совета Европы, разделив систему ценностей Совета Европы, в основе которой лежат три принципа: демократия, верховенство права и уважение прав и свобод человека.

На протяжении 12 лет участия в Совете Европы Российская Федерация активно взаимодействовала с органами, институтами и различными структурами Совета Европы, в том числе занимающимися проблемами формирования единых европейских правовых стандартов в области избирательного права и процесса, а также обеспечивающими многоплановое эффективное сотрудничество Совета Европы с государствами – членами этой организации.

Учитывая определяющее значение одного из основных политических прав и свобод человека - права избирать и быть избранным, оно было включено в основополагающий акт Совета Европы в области прав человека - Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - Конвенция).

В соответствии со ст. 3 Протокола №1 к Конвенции «Право на свободные выборы» «высокие договаривающиеся стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти».

Нарушения права, гарантированного ст. 3 Протокола №1 к Конвенции, неоднократно становились предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека, учреждённого на основании Конвенции в целях осуществления контроля над выполнением государствами обязательств, принятых в связи с ратификацией этого акта.

Так, в деле «Черепков против России», в основе которого лежал конфликт между бывшим губернатором Приморского края Евгением Наздратенко и мэром города Владивостока Виктором Черепковым, заявитель жаловался на многолетнее нарушение его активных и пассивных избирательных прав, а также на отсутствие в связи с этими многочисленными нарушениями правовой реакции местной власти.1

Однако наравне с Европейским судом по правам человека, который рассматривает нарушения активных и пассивных избирательных прав наравне с рассмотрением нарушений других прав и свобод человека, гарантированных Конвенцией, действует Европейская комиссия за демократию через право (далее - Венецианская комиссия), одним из основных направлений деятельности которой является содействие государствам в проведении выборов и референдумов путём взаимодействия с государствами в области развития и совершенствования избирательного законодательства в соответствии с европейскими стандартами в этой области; разработка нормативно-правовых актов в области избирательного права и процесса по запросу государств; изучение законодательства государств о выборах.

С 2002 года при Венецианской комиссии действует Совет по демократическим выборам (далее – Совет), который занимается изучением транснациональных проблем избирательного права, исследованием избирательных стандартов и систем, электронного голосования и голосования на расстоянии, а также созданием базы данных, содержащей, в частности, избирательное законодательство государств – членов Совета Европы.

В целях обеспечения правовой стабильности в области избирательного права Венецианская комиссия и Совет разработали Свод рекомендательных норм при проведении выборов - основополагающий документ Совета Европы в области избирательного права и процесса, направленный на обеспечение:

- защиты демократических принципов и норм избирательного права, демократического характера выборов, добровольного и свободного волеизъявления граждан на выборах;

- создания системы правовых, организационных, финансовых, информационных, технологических и иных гарантий обеспечения избирательных прав и свобод человека и гражданина при подготовке и проведении выборов любого уровня;

- свободы, ответственности, прозрачности и честности соответствующей государственной политики и на проведение избирательных кампаний в атмосфере, позволяющей партиям и кандидатам свободно излагать положения своих предвыборных программ, а избирателям знакомиться с ними, обсуждать их и голосовать свободно, не опасаясь наказания или какого бы то ни было преследования;

- разработки и внедрения новых информационных и компьютерных технологий, содействующих обеспечению открытости и гласности выборов, осуществлению процедуры регистрации избирателей, быстрому и точному определению итогов голосования и установлению результатов выборов, обеспечение их верификации, способствующей повышению степени доверия избирателей, кандидатов, политических партий и иных участников выборов к избирательным процедурам и выборам в целом;

- участия в разработке и принятии международных программ гражданского образования и обучения, обеспечение ознакомления граждан и иных участников выборов с избирательными процедурами и правилами.

Достижение поставленных целей осуществляется в соответствии с правовыми стандартами Венецианской комиссии в области избирательного права и процесса, которые разделены на следующие категории:

Стандарты выборов, включающие право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местной власти, иные органы народного представительства, на выборные государственные и муниципальные должности; свободный, периодический и обязательный, справедливый, подлинный, открытый и гласный характер выборов; участие в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу волеизъявления избирателей; гарантии реализации избирательных прав и свобод человека и гражданина, а также судебная и иная защита избирательных прав и свобод всех участников выборов; обеспечение действенного общественного и беспристрастного международного наблюдения за выборами и некоторые другие.

Права избирателей, включающие принцип всеобщего избирательного права; принцип равного избирательного права; принцип прямого избирательного права; принцип тайны и свободы голосования в рамках форм голосования, предусмотренных законом.

Подготовка и проведение выборов, в том числе установление и официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов, обеспечение сохранности избирательных документов (бюллетеней, протоколов) до истечения срока их хранения, обеспечение избирательных прав и свобод участников выборов, которые возлагаются на коллегиальные избирательные органы во главе с центральным избирательным органом, действующими независимо, самостоятельно и беспристрастно в пределах компетенции и полномочий, установленных конституцией и (или) законами, иными нормативными правовыми актами. Порядок формирования, полномочия и срок их осуществления, организация деятельности избирательных органов, а также основания, порядок и сроки расформирования избирательного органа или досрочного прекращения полномочий его члена (членов) устанавливаются законом каждого государства. При этом каждый гражданин имеет право свободно выражать свои политические взгляды и политические предпочтения; выдвигать и (или) предлагать свою кандидатуру для выдвижения в качестве кандидата или кандидата в составе списка кандидатов политической партии; искать, получать и сообщать информацию об избирательном процессе и делать обоснованный личный выбор; свободно передвигаться по стране и (или) по территории избирательного округа, участвуя в избирательной кампании на равной правовой основе с другими участниками выборов и т.д.

Правовые стандарты обжалования и ответственности за нарушение избирательных прав и свобод человека и гражданина, а также законодательства о выборах, в основе которых лежат следующие принципы: национальное конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство должно обеспечивать легитимный и публичный характер выборов, защиту и реализацию избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий, участвующих в выборах, иных участников выборов, воплощение в правоприменительной практике демократических принципов организации избирательного процесса; в случае нарушения стандартов выборов, избирательных прав и свобод пострадавшее лицо или лица, политическая партия, иные участники выборов или органы, организации, должностные лица, принимающие в соответствии с законом участие в избирательном процессе, должны иметь право на своевременную и эффективную защиту, обжалование и восстановление нарушенных прав и свобод в судебных и административных органах, а в случаях и в порядке, установленных законом и иными нормативными правовыми актами, — в избирательных органах, а также в иных органах, а лица, виновные в совершении противоправных действий (бездействии), должны нести ответственность в соответствии с законом.

Некоторые правовые стандарты касаются деятельности международных наблюдателей, поскольку, по мнению Венецианской комиссии и Совета, присутствие международных наблюдателей способствует открытости и гласности выборов и соблюдению международных обязательств государств по проведению демократических выборов. В связи с этим избирательные органы, органы государственной власти, органы местной власти и их должностные лица должны оказывать международному наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции и полномочий. В свою очередь международный наблюдатель должен осуществлять свою деятельность самостоятельно и независимо, руководствуясь принципами политической нейтральности и беспристрастности.

Несмотря на то, что перечисленные принципы и правовые стандарты, которым соответствуют законодательства государств - членов Совета Европы, в том числе Российской Федерации, уже сформулированы, в рамках Совета Европы нет единого акта, закрепляющего соответствующие стандарты и обладающего обязательной юридической силой для государств - членов Совета Европы. Проект такого документа был представлен Совету Европы ЦИК РФ.

Проект Европейской конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод направлен на обобщение в международно-правовом акте опыта правового регулирования и проведения демократических выборов, накопленного Советом Европы, отдельными государствами, а также на конкретизацию и развитие положений ст. 3 Протокола №1 к Конвенции.

Таким образом. Совет Европы придает важное значение гармонизации законодательств государств в области избирательного права и процесса, активно и эффективно взаимодействуя с государствами на различных уровнях в целях обеспечения демократической стабильности и уважения прав и свобод человека в рамках единой Европы, частью которой является Российская Федерация.

 

 

 

1. См.: решение Европейского суда по правам человека по вопросу приемлемости жалобы «Черепков против России» от 25 января 2000; ода. Жалоба №51510/99 // http://www.echr.coe.ini/echr