К вопросу «Об организации и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва на избирательных участках, образованных за рубежом»

К вопросу «Об организации и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва на избирательных участках, образованных за рубежом»

Организация голосования российских граждан за рубежом на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва имеет ряд существенных особенностей, которые необходимо учитывать. Прежде всего, следует обращать внимание на национальное законодательство государства пребывания, разбросанность и значительную удаленность мест голосования от избирателей, территориальную и временную оторванность участковых избирательных комиссий от вышестоящих избирательных комиссий, трудности с доставкой избирательной документации к местам голосования, проблемы информационного обеспечения избирательного процесса, сложности в проведении агитационных мероприятий.

Российские граждане за рубежом, обладающие активным избирательным правом, представляют достаточно большую группу избирателей: на 1 июля 2007 года, по данным МИД России, она составляет
1 683 036 человек, из них постоянно проживающих – 1 524 585. В странах СНГ, Латвии, Литве, Эстонии, Болгарии, Греции и Израиле – 967 337 избирателей, примерно 57,5 процента от числа избирателей Российской Федерации, пребывающих за рубежом.

Результаты голосования российских граждан за рубежом 7 декабря 2003 года мало чем отличаются от электоральных предпочтений избирателей России. В целом по зарубежным участкам лидировала «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 40,7 процента; на втором месте «РОДИНА» – 12,6 процента; затем КПРФ и ЛДПР – по 9 процентов; СПС – 6,8 процента и «ЯБЛОКО» – 6 процентов.

Главная особенность парламентских выборов 2007 года состоит в том, что впервые они проходят исключительно по пропорциональной избирательной системе, в выборах участвуют только политические партии.

Заверены федеральные списки кандидатов 14 политических партий, а в настоящее время завершена регистрация федеральных списков кандидатов 11 политических партий.

В соответствии с действующим законодательством федеральный список кандидатов, представленный политической партией, должен быть разделен не менее чем на 80 и не более чем на 153 региональные группы. По итогам заверения федеральных списков кандидатов количество региональных групп у политических партий разное: от 83 (у «ЕДИНОЙ РОССИИ») до 129 (у «Российской политической партии Мира и Единства»). Региональные группы соответствуют либо территории субъекта Российской Федерации, либо группе территорий субъектов Российской Федерации, либо части или группе частей территории субъекта Российской Федерации в соответствии с решениями, принятыми политическими партиями. Политическим партиям дано право определить региональную группу, к которой будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за рубежом. Восемь политических партий на стадии заверения списков кандидатов определили такие региональные группы:

ЛДПР – региональная группа № 42 «г. Москва»;

«Гражданская Сила» - региональная группа № 82 «г. Москва – Тушинская, г. Москва – Шереметьевская»;

КПРФ – региональная группа № 48 «Курская область»;

«СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» - региональная группа № 47 «Амурская область, Еврейская автономная область»;

«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ» - региональная группа № 90 «Ямало-Ненецкий автономный округ»;

«ЯБЛОКО» - региональная группа № 91 «г. Москва – Донская,
г. Москва – Люблинская, г. Москва – Царицынская, г. Москва – Черемушкинская»;

«Демократическая партия России» - региональная группа № 39 «Владимирская область»;

«ЕДИНАЯ РОССИЯ» - региональная группа № 44 «Калининградская область».

Политическим партиям направлены информационные материалы по вопросам организации голосования на избирательных участках, образованных за рубежом, перечень организаций российских соотечественников, русскоязычных СМИ, адреса и телефоны дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Следует отметить и ряд других существенных изменений в законодательстве о выборах депутатов Государственной Думы.

Впервые на федеральных выборах в качестве самостоятельных участников избирательного процесса не будут выступать избирательные блоки.

Впервые голосование на выборах депутатов Государственной Думы будет проводиться без строки «Против всех» в избирательных бюллетенях.

Если ранее для признания выборов депутатов Государственной Думы состоявшимися в них должны были принять участие не менее 25 процентов избирателей, то в настоящий момент эти требования отменены. Это тоже впервые.

Действующим избирательным законодательством граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, лишены пассивного избирательного права.

Ряд изменений, носящих концептуальный характер, внесены в порядок регулирования проведения предвыборной агитации. Они обусловлены усилением правовых мер противодействия экстремистской деятельности.

Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" содержит немало и других новых положений, о которых сегодня пойдет речь.

Информация о деятельности Межведомственной рабочей группы по координации работ, связанных с организацией голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации

11 июля 2007 года на рабочем совещании в ЦИК России Председатель ЦИК России В.Е.Чуров предложил создать Межведомственную рабочую группу по координации работ, связанных с организацией голосования на избирательных участках, образованных за рубежом. Представители Федерального Собрания Российской Федерации, МИД России, Минобороны России, ФСБ России, Московского дома соотечественника, Всероссийской ассоциации русской прессы, ИТАР-ТАСС поддержали это предложение, и 11 сентября 2007 года состоялось первое заседание группы.

Проведены рабочие встречи с представителями финансовых служб МИД России, Минобороны России, Пограничной службы ФСБ России и уточнены объемы финансирования расходов этих ведомств на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы.

В рамках взаимодействия с организациями соотечественников ЦИК России передала некоторые свои издания русской библиотеке Российского культурного центра в Тель-Авиве.

В МИД России, Минобороны России и Пограничной службе ФСБ России созданы рабочие группы, которые напрямую взаимодействуют с ЦИК России, с соответствующими территориальными избирательными комиссиями.

Избирательные комиссии

ЦИК России 10 октября 2007 года сформировал две территориальные избирательные комиссии для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, которые будут сформированы за рубежом.

Территориальная избирательная комиссия города Байконура (Республика Казахстан) осуществляет руководство деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на территории города Байконура. Председателем комиссии назначен Москалев Михаил Трофимович, начальник Управления по работе с общественными формированиями администрации города Байконура.

Территориальная избирательная комиссия (ТИК по выборам за рубежом) осуществляет руководство деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках за пределами территории Российской Федерации, за исключением территории города Байконура. Председателем комиссии назначен Николаев Сергей Ипполитович, заместитель директора Департамента по работе с соотечественниками Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Территориальная избирательная комиссия города Байконура (Республика Казахстан) сформирована в количестве 9 человек, кандидатуры в состав комиссии были предложены собраниями избирателей по месту работы, службы и территориальной избирательной комиссией предыдущего состава.

Кандидатуры членов второй ТИК с правом решающего голоса были предложены Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и политическими партиями (ЛДПР, КПРФ, «Гражданская Сила», «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ», «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ», «ЕДИНАЯ РОССИЯ»). 23 и 24 октября 2007 года в ЦИК России проведено двухдневное обучение членов этих комиссий.

В настоящее время в 141 стране мира образовано 322 избирательных участка, в том числе по линии Минобороны России – 26 избирательных участков, по линии Пограничной службы ФСБ России – 4, в городе Байконуре (Республика Казахстан) – 7. Предполагается, что избирательные участки будут образованы также и в Приднестровье (Молдавия), Абхазии и
Южной Осетии (Грузия). В странах СНГ, Латвии, Литве, Эстонии, Болгарии, Греции и Израиле – 109 избирательных участка, из них 30 избирательных участков в воинских частях Минобороны России и Пограничной службы ФСБ России. ЦИК России установлена единая нумерация этих избирательных участков.

Руководителями соответствующих дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации с учетом местных условий решаются вопросы опубликования (обнародования) сведений об избирательных участках. При наличии у дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации сайтов в сети Интернет указанные сведения могут быть размещены на этих сайтах.

На избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, участковые избирательные комиссии формируются не ранее 1 ноября и не позднее 8 ноября 2007 года, а в исключительных случаях - не позднее 28 ноября 2007 года, руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, либо командирами воинских частей. Командир воинской части осуществляет формирование комиссии по согласованию с руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения.

При формировании участковой избирательной комиссии должны быть соблюдены общие условия и порядок формирования комиссий в соответствии с действующим законодательством. Если на избирательном участке зарегистрировано более 3 тысяч избирателей, количество членов участковой избирательной комиссии может быть более 16 человек.

Следует обратить внимание, что норма закона «государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии» не применяется при формировании участковой избирательной комиссии на избирательном участке, образованном за рубежом.

Предложение по кандидатуре в состав участковой избирательной комиссии, поступившее от политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на выборах, предшествующих данным выборам депутатов Государственной Думы («ЕДИНАЯ РОССИЯ», КПРФ, ЛДПР), подлежит обязательному учету, но только при условии выполнения всех требований действующего законодательства к статусу члена комиссии с правом решающего голоса.

Учитывая значительное обновление дипломатического корпуса, следует использовать опыт работы тех сотрудников, которые были членами комиссий на предыдущих выборах. Вновь назначенных членов комиссий необходимо обучить. В этих целях ЦИК России подготовлены методические пособия и примерная программа обучения, данные материалы размещены на сайте ЦИК России и по мере их издания направляются в МИД России, Минобороны России и Пограничную службу ФСБ России.

ЦИК России подготовлен «Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии», который дает правомерные ответы на многие вопросы, возникающие в ходе работы, и описывает алгоритмы действий членов комиссий в различных ситуациях. Он будет направлен в каждую участковую избирательную комиссию.

Также ЦИК России издаются плакаты и материалы для размещения на информационных стендах участковых избирательных комиссий, содержащие необходимую информацию обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях.

Составление списков избирателей

Порядок составления списков избирателей остается прежним. Список избирателей по избирательному участку, образованному за рубежом, составляется участковой избирательной комиссией по обращениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории России либо находящихся в длительных заграничных командировках.

Основанием для включения в список избирателей гражданина России, проживающего за рубежом или находящегося в длительной загранкомандировке, является его письменное заявление, поданное не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в соответствующую участковую избирательную комиссию либо устное обращение непосредственно в день голосования.

Граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, находящиеся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках, включаются в список избирателей при явке в помещение участковой избирательной комиссии по предъявлении паспорта или заменяющего его документа и открепительного удостоверения.

Информационное обеспечение выборов:
информирование избирателей и предвыборная агитация

Решение вопросов информирования избирателей, пребывающих за рубежом, постоянно находится в центре нашего внимания. Эффективность данной работы напрямую связана с активностью участия избирателей в выборах. Следует отметить, что активность избирателей за рубежом на выборах Президента Российской Федерации в 2004 году была выше, чем на выборах депутатов Государственной Думы в 2003 году. Здесь действительно существует большая проблема: в последних выборах приняли участие чуть более 20 процентов избирателей от числа зарегистрированных избирателей за пределами Российской Федерации. Так что здесь есть над чем работать.

Следует учесть, что вопросы подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы регулярно освещаются СМИ, в том числе за рубежом. Таким образом, для российских граждан за рубежом доступна информация о подготовке к выборам.

Одним из информационных источников для избирателей и участковых избирательных комиссий, образованных на избирательных участках за пределами территории Российской Федерации, является официальный сайт ЦИК России в сети Интернет – www.cikrf.ru. На сайте размещаются информация о составе и деятельности ЦИК России, тексты федеральных законов о выборах и постановлений ЦИК России, публикации центральных и региональных газет, информационных агентств по выборной тематике, информация о ходе подготовки к выборам депутатов Государственной Думы, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о заверении и регистрации федеральных списков кандидатов политических партий и так далее. В разделе «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» создан подраздел «Голосование граждан России за рубежом» с двумя рубриками: «Информация для избирателей, находящихся за рубежом» и «Обучение членов участковых избирательных комиссий, сформированных за рубежом». Там содержатся вся необходимая информация и документы, о которых сегодня идет речь. Планируется создать рубрику «Территориальные избирательные комиссии по выборам за рубежом», с размещением там постановлений комиссий и другой информации. Баннер сайта ЦИК России «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» размещен на сайтах МИД России, ИТАР-ТАСС и Московского бюро по правам человека. Московское бюро по правам человека планирует организовать размещение ссылки на сайт ЦИК России в русскоязычных СМИ, с которыми оно сотрудничает. В качестве источников информации для избирателей и участковых избирательных комиссий могут послужить и сайты политических партий, ссылки на них имеются на сайте ЦИК России.

Напомню, что агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Пребывание граждан на территории иностранного государства налагает соответствующие ограничения и на проведение предвыборной агитации с учетом требований национального законодательства государства пребывания.

Проведение предвыборной агитации с использованием иностранных средств массовой информации не допускается в силу общего принципа недопустимости участия в избирательных кампаниях иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. Кроме того, им запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

Вопрос предоставления дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации помещений для ведения предвыборной агитации должен решаться с учетом требований законодательства о выборах.

В то же время, как правило, помещение для голосования оборудуется в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а это уже накладывает определенные ограничения на ведение предвыборной агитации: запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные, агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Кроме того, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации являются режимными объектами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Организация голосования

Открепительные удостоверения и избирательные бюллетени

Избирательные бюллетени для обеспечения голосования на избирательных участках, образованных за рубежом, будут изготовлены не позднее 11 ноября 2007 года. В исключительных случаях законодательством о выборах разрешается самостоятельное изготовление избирательных бюллетеней.

Остановлюсь на некоторых особенностях избирательного бюллетеня для голосования за рубежом. Под наименованием политической партии помещаются фамилии, имена, отчества кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, и в случае принятия политической партией соответствующего решения указывается номер региональной группы кандидатов с соответствующими сведениями, а также фамилии, имена, отчества первых трех кандидатов, включенных в соответствующую региональную группу. Как уже было сказано ранее, не все политические партии воспользовались, предусмотренной Федеральным законом нормой об определении региональной группы к которой будут отнесены голоса избирателей, проживающих за пределами Российской Федерации.

Избирательные бюллетени должны быть переданы в участковые избирательные комиссии не позднее 30 ноября 2007 года, а в случае проведения досрочного голосования – не позднее чем за один день до дня досрочного голосования. Выдача открепительных удостоверений в участковых избирательных комиссиях осуществляется с 12 ноября по 1 декабря 2007 года.

Досрочное голосование

В федеральном законе предусмотрена возможность досрочного голосования. Опыт организации такого голосования у нас имеется. Так, например, на выборах Президента Российской Федерации в 2004 году в 50 странах было проведено досрочное голосование на ряде избирательных участков всех избирателей и отдельных групп избирателей. Досрочно проголосовали 39,9 тысяч избирателей.

Необходимость досрочного голосования может быть вызвана нахождением избирателей в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, и другими причинами.

Обращение участковой избирательной комиссии относительно необходимости проведения досрочного голосования должно быть заблаговременно передано в ЦИК России через Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации или Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

ЦИК России вправе разрешить досрочное (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках в один день, а также голосование групп избирателей в течение нескольких дней.

В решении ЦИК России указываются дата или даты (для отдельных групп избирателей) проведения досрочного голосования, номер избирательного участка, на котором оно проводится, и название государства, на территории которого образован данный избирательный участок. Решение доводится до сведения участковой избирательной комиссии, направившей обращение.

Досрочное голосование проводится только в установленный день, и эта информация должна быть доведена до сведения избирателей и лиц, имеющих право присутствовать при досрочном голосовании, через средства массовой информации или иным способом.

Голосование в день голосования

Эта процедура детально прописана в статье 75 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а в «Рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии» приведены готовые ответы на многие вопросы, возникающие в ходе работы, и даны схемы действий членов комиссий в различных ситуациях. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

Накануне дня голосования участковым избирательным комиссиям рекомендуем провести тренинги и деловые игры «Голосование избирателей и подведение итогов голосования».

Подсчет голосов избирателей и составление протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, иные лица, имеющие право присутствовать при подсчете голосов избирателей.

Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий.

После осуществления всех необходимых действий участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а его копии выдаются лицам, присутствовавшим при подсчете голосов избирателей.

Данные протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования сразу после его подписания членами комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном за рубежом, передаются по техническим каналам связи в территориальную избирательную комиссию.

Первый экземпляр протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии вместе с приложенными к нему документами представляется в вышестоящую избирательную комиссию при первой возможности непосредственно либо через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Все избирательные документы (за исключением первого экземпляра протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенных к нему документов) участковых избирательных комиссий, в том числе избирательные бюллетени, хранятся в помещениях дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы, а затем уничтожаются с составлением акта в порядке, установленном ЦИК России.

Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели

С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии.

На избирательном участке, сформированном за пределами территории Российской Федерации, возможно присутствие в день голосования и иностранных (международных) наблюдателей.

Аккредитация иностранных (международных) наблюдателей осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации при наличии приглашения либо от Президента Российской Федерации, либо от палат Федерального собрания Российской Федерации, либо от Правительства Российской Федерации, либо от ЦИК России.

С учетом политического значения деятельности иностранных (международных) наблюдателей, аккредитованных ЦИК России, на всех этапах избирательной кампании законодательством им предоставляются определенные полномочия. В частности, они вправе:

получать от избирательных комиссий необходимую информацию и копии избирательных документов, в соответствии с действующим законодательством о выборах;

присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в дни досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования; наблюдать за подведением итогов голосования и так далее.

Естественно, международные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, а при выполнении своих функций должны следовать принципам политической нейтральности и беспристрастности, основывать все свои заключения на проведенном наблюдении и фактическом материале.

В случае нарушения международным наблюдателем федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права ЦИК России, в том числе основываясь на соответствующей информации участковой избирательной комиссии, вправе лишить его аккредитации. Наблюдатели – это наши друзья и коллеги! Они, конечно, разные, но рекомендую проявлять терпение и дипломатичность.

Только объединив усилия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий на местах, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации мы решим стоящие перед нами задачи по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы.

Приложение № 1

Нормативно-правовая база организации голосования российских граждан за рубежом

1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года.

2. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года.

4. Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанного членами Совета Европы 20 марта 1952 года.

5. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, ратифицированную Российской Федерацией и вступившую в силу для Российской Федерации 11 ноября 2003 года.

6. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями).

7. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с последующими изменениями).

8. Указ Президента Российской Федерации от 2 сентября 2007 года
№ 1144 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 года № 589 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации».

9. Постановления ЦИК России по вопросам подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, в том числе и по вопросам организации голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации:

Постановление ЦИК России от 21 августа 2007 года № 26/197-5
«О Методическом письме по вопросам организации голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва»
;

Постановление ЦИК России от 6 сентября 2007 года № 28/201-5
«О формировании территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы за пределами территории Российской Федерации»
;

Постановление ЦИК России от 10 октября 2007 года № 39/295-5
«О формировании территориальной избирательной комиссии для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, за исключением территории города Байконура, утверждении описания и образца ее печати»;

Постановление ЦИК России от 10 октября 2007 года № 39/296-5
«О назначении председателя территориальной избирательной комиссии для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, за исключением территории города Байконура»;

Постановление ЦИК России от 10 октября 2007 года № 39/297-5
«О формировании территориальной избирательной комиссии города Байконура (Республика Казахстан), утверждении описания и образца ее печати»;

Постановление ЦИК России от 10 октября 2007 года № 39/298-5
«О назначении председателя территориальной избирательной комиссии города Байконура (Республика Казахстан)»;

Постановление ЦИК России от 24 октября 2007 года № 46/374-5
«Об установлении единой нумерации избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва».

Приложение № 2

Методические пособия для членов избирательных комиссий

Методическое письмо по вопросам организации голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва (утверждено постановлением ЦИК России от 21 августа 2007 года № 26/197-5);

Организационно-правовые аспекты голосования граждан за рубежом (брошюра тиражом 1000 экз., коллектив авторов – В.П. Волков, А.М. Кудачкин, Е.В. Федотова, Е.В. Шлома);

Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии (брошюра тиражом 250 000 экз., автор – В.А. Малышев, рецензент – Н.Е. Конкин).