Об обращении ЗАО «Эхо Москвы» по вопросам участия сайта и радиоканала в предвыборной агитации

 

Помощнику Генерального директора
закрытого акционерного общества
«Эхо Москвы»

Д.В. Исаенко

 

Уважаемый Денис Васильевич!

 

На Ваше обращение в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации от 7 сентября 2011 года сообщаем следующее.

Сайт echo.msk.ru зарегистрирован в качестве средства массовой информации «Эхо Москвы», распространяемого в форме электронного периодического издания на территории Российской Федерации и зарубежных стран.

Исходя из положений статьи 24 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), полагаем, что к материалам данного сайта в зависимости от их вида: аудио- и видео- или текстовые материалы – применяются правила, установленные Федеральным законом от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы) в отношении эфирного времени телерадиокомпаний или печатной площади периодических печатных изданий соответственно.

Исходя из положений части 4, пунктов 1 и 3 части 5 статьи 54 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, можно отнести электронное периодическое издание «Эхо Москвы» к негосударственным общероссийским средствам массовой информации.

В соответствии с частью 9 статьи 57 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы редакция электронного периодического издания «Эхо Москвы» вправе предоставлять политическим партиям возможность платного размещения на сайте текстовых материалов (как печатную площадь) и видео- и аудиоматериалов (как эфирное время) при условии соблюдения требований данной статьи (часть 10, пункт 1 части 11) о единых условия оплаты их размещения для всех политических партий, своевременного опубликования сведений о размере и других условиях оплаты и направления данных сведений с уведомлением о готовности предоставить политическим партиям возможность платного размещения агитационных материалов на сайте в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Опубликование указанных сведений целесообразно осуществить в периодическом печатном издании.

В соответствии с частью 12 статьи 57 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы редакция электронного периодического издания «Эхо Москвы» в случае предоставления политическим партиям возможности платного размещения агитационных материалов на сайте обязана вести отдельный учет их объема и стоимости. Данный учет ведется по соответствующим формам, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 мая 2011 года             № 10/95-6: в отношение аудио- и видеоматериалов – по приложению № 2 к данному постановлению, в отношении текстовых материалов – по приложению № 4.

В связи со вступлением в силу 10 ноября 2011 года Федерального закона от 14 июня 2011 года № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации», предусмотревшим понятие «сетевое средство массовой информации», будем благодарны за Ваши предложения по формам учета объема и стоимости размещения агитационных материалов в таких средствах массовой информации.

Что касается текстовых расшифровок радиоэфира, исходя из положений статьи 24  Закона о СМИ, полагаем, что к ним применяются правила, установленные Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы к печатной площади периодических печатных изданий. Следовательно, их размещение на сайте рекомендуется предоставлять в качестве отдельной платной услуги (с опубликованием соответствующих расценок), а учет вести по форме, установленной приложением № 4 к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 10/95-6.

Предоставление такой услуги в качестве дополнительной по договорам с политическими партиями об агитации на радио в данном случае полагаем некорректным, поскольку в образце такого договора (пункт 3.1.13 приложение 2 к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июля 2011 года № 19/202-6) подразумевается собственный Интернет-сайт телерадиокомпании, а сайт echo.msk.ru зарегистрирован в качестве самостоятельного средства массовой информации – электронного периодического издания, следовательно, к его материалам и редакции предъявляются отдельные требования.

Ввиду того, что ЗАО «Эхо Москвы» имеет лицензию на радиовещание и распространяет радиопрограмму «Эхо Москвы» на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, данная радиокомпания не относится к общероссийским организациям радиовещания (пункт 1 части 5 статьи 54 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы). Следовательно, в соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 57 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы соответствующие сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени с уведомлением о готовности его предоставления политическим партиям должны быть направлены не в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а в избирательные комиссии тех субъектов Российской Федерации, на территории которых ведется вещание.

В соответствии с нормами Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы указание об оплате из средств соответствующего избирательного фонда является обязательным во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, а также при изготовлении печатных и аудиовизуальных предвыборных агитационных материалов (часть 16 статьи 59 и часть 4 статьи 61). В отношении эфирного времени, сопровождение аналогичной информацией агитационных аудио- и видеоматериалов политических партий, обязательным не является.

Следовательно, размещение информации об оплате из соответствующего избирательного фонда в Вашем случае обязательно только в отношении текстовых материалов, представленных на сайте «Эхо Москвы».

 

Н.Е. Конкин

 


Добрый день!

Будьте добры, дайте, пожалуйста, пояснения по следующим вопросам:

1. Сайт echo.msk.ru (СМИ "Эхо Москвы", учредитель СМИ ЗАО "Эхо Москвы") хочет участвовать в предвыборной агитации. Согласно Свидетельству о регистрации СМИ - территория распространения РФ + зарубежные страны.

а) Надо ли подавать заявку об участии с приложением опубликованных условий размещения агитационных материалов на сайте?

б) Если надо, то в ЦИК или Избирательную комиссию региона?

в) Надо ли вести учет агитационных материалов по форме, утвержденной ЦИК? И включать ли в отчет текстовые расшифровки радиоэфиров (СМИ радиостанция "Эхо Москвы"), размещаемых как дополнительная услуга по договорам с партиями об агитации на радио?

2. Радио "Эхо Москвы" осуществляет вещание менее чем на половине территорий РФ, можно ли, тем не менее, подать заявку в ЦИК РФ, объединив ее заодно с заявкой по сайту?

3. Необходимо ли в агитационных материалах на радио "Эхо Москвы" указывать, что данный конкретный материал оплачен из избирательного фонда? Этот же вопрос касается и сайта.

Большое спасибо!

 

С уважением,

Денис Исаенко

помощник Генерального директора

ЗАО "Эхо Москвы"