В 2014 году пройдут выборы в Европейский парламент

В 2014 году избиратели 28 государств – членов Европейского союза примут участие в очередных выборах депутатов Европейского парламента восьмого созыва Срок полномочий депутатов Европарламента – пять лет. Прошлые выборы состоялись 4–7 июня 2009 года в 27 странах – членах Евросоюза (с учетом вступления в Евросоюз двух новых стран – Болгарии и Румынии). Европарламент является одним из наднациональных институтов власти Европейского союза, напрямую избираемый европейцами.

Европейский парламент является одним из ключевых институтов Евросоюза. Это однопалатный орган, состоящий, как записано в Договоре о Европейском союзе, из «представителей народов государств – членов». Данный факт существенно отличает Европейский Союз от схожих межгосударственных структур, где подобного рода институты обычно состоят из представителей, делегированных национальными законодательными органами (парламентами) государств – участников международной организации, например, парламентские ассамблеи Совета Европы, ОБСЕ и НАТО, Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств, которые формируются из депутатов национальных парламентов.

В течение первых двух десятков лет существования Европарламента действовал именно такой порядок его формирования, хотя возможность проведения прямых выборов была прописана еще в Римском договоре 1957 года, а в 1960 году Европарламент, который обладает правом законодательной инициативы в вопросах организации выборов, а не Еврокомиссия, выдвинул свою первую инициативу, содержащую возможные модальности прямого формирования этого европейского института. Ситуация сдвинулась с мертвой точки лишь после того, как в 1974 году было принято решение об учреждении Европейского совета. Тогда же главы государств – членов Евросоюза договорились ускорить согласование параметров проведения выборов в Европарламент. В 1976 году Совету Европейского союза и Европейскому парламенту удалось достичь политико-правовой компромисс, который заключался в том, что за странами – членами Евросоюза закреплялось право организовывать выборы по собственным правилам, хотя в Договоре о Европейском союзе в тогдашней редакции было четко прописано, что выборы должны проводиться в соответствии с единой общеевропейской процедурой. В результате первые всеобщие прямые выборы депутатов Европейского парламента состоялись в 1979 году.

На протяжении последующих двух десятилетий Европарламент и страны – члены Евросоюза все же пытались согласовать единую и прозрачную процедуру выборов, но поставленной цели достичь не смогли. В итоге в 1997 году в Амстердамском договоре было зафиксировано, что выборы членов Европарламента должны проходить не в соответствии с единой процедурой, а на основе общих принципов.

На выборах 2014 года, которые будут проводиться в соответствии с Лиссабонским договором, количество депутатов Европейского парламента сокращено с 754 до 751 (с учетом вступления в Евросоюз с 1 января 2013 года нового, 28-го члена – Хорватии). Согласно принятой Европарламентом 13 марта 2013 года резолюции, для того чтобы выделить депутатские мандаты для 11 депутатов от Хорватии, а также отразить происходящие в странах-членах демографические изменения, 11 стран Евросоюза потеряют в Европейском парламенте восьмого созыва по одному депутатскому мандату, Германия – 3 депутатских мандата (в таблице выделены полужирным шрифтом).

Распределение депутатских мандатов

в Европейском парламенте между государствами – членами

Европейского Союза в 20092014 годах

Страна–участница

Европейского Союза

Количество депутатских мандатов в 2009–2014 годов

Количество депутатских мандатов

(в соответствии с резолюцией Европейского парламента

от 13 марта 2013 года)

Германия

99

96

Франция

74

74

Великобритания

73

73

Италия

73

73

Испания

54

54

Польша

51

51

Румыния

33

32

Нидерланды

26

26

Бельгия

22

21

Венгрия

22

21

Греция

22

21

Португалия

22

21

Чехия

22

21

Швеция

20

19

Австрия

19

19

Болгария

18

17

Дания

13

13

Словакия

13

13

Финляндия

13

13

Ирландия

12

11

Литва

12

11

Хорватия

11

Латвия

9

8

Словения

8

8

Кипр

6

6

Люксембург

6

6

Мальта

6

6

Эстония

6

6

Всего

754

751

Другой особенностью предстоящих выборов является тот факт, что в соответствии с Лиссабонским договором результаты выборов в Европарламент должны учитываться при назначении нового Председателя Еврокомиссии: Европарламент и Еврокомиссия предлагают, чтобы в ходе предвыборной кампании 2014 года европейские политические партии выдвигали своих кандидатов на пост Председателя Европейской комиссии, а кандидат той партии, которая получит большинство в Европарламенте, в итоге занимал бы эту должность. Однако пока не ясно, будет ли данное предложение одобрено в столицах стран – членов Евросоюза.

В целом в преддверии нового избирательного цикла сложились следующие основные принципы проведения выборов в Европарламент.

Активное и пассивное избирательное право. Голосовать на выборах в Европарламент могут все граждане Евросоюза вне зависимости от страны проживания. Для избирателей возрастной ценз составляет 16 лет в Австрии и 18 лет во всех остальных странах-членах. В ряде стран (Бельгия, Греция, Кипр, Люксембург) голосование является обязательным.

Требования к кандидатам на избрание в Европарламент в различных странах – членах Евросоюза отличаются друг от друга. Возрастной ценз составляет от 18 лет (в большинстве стран, например, в Германии, Дании, Испании, Португалии и Швеции) до 25 лет (в Греции и Италии, на Кипре ). С 1993 года граждане Евросоюза имеют право выставлять свою кандидатуру для участия в выборах в любом государстве-члене. На практике зафиксировано несколько десятков подобных случаев.

В целом, помимо вышеуказанных расхождений, законодательство о выборах в Европарламент стран-членов отличается и по другим, более частным вопросам, таким как сбор подписей, финансирование избирательных кампаний, их продолжительность и т.д. Так, например, голосование в 21 стране проводится в воскресенье, в Великобритании и Нидерландах – в четверг, в Ирландии – в пятницу, в Чехии – в пятницу и  субботу, в Латвии – в субботу, в Италии – в субботу и в воскресенье. В связи с этим тенденция неуклонного снижения явки избирателей, опустившейся в 2009 года до исторического минимума в 43 процента, выглядит вполне закономерной. Как известно, явка избирателей падает от выборов к выборам: в 1979 году она составила 61,99 продцента, в 1984 году – 58,98 процента, в 1994 году – 56,67 процента, в 2004 году явка избирателей опустилась до 45,47 процента. В 2009 году она стала рекордно низкой по сравнению с 1979 годом – за всю историю прямых выборов в Европарламент. Средняя явка по 27 странам Евросоюза составила менее 44 процентов. В ходе выборов появился даже новый термин – «уровень неучастия».

В Брюсселе, как представляется, начинают осознавать, что для повышения явки избирателей в 2014 году следовало бы придать выборам в Европарламент общеевропейское измерение, которого им так не хватает. В этом контексте, учитывая, что попытки привести избирательное законодательство стран – членов к единому знаменателю провалились, идея увязать назначение нового Председателя Еврокомиссии с результатами выборов выглядит, по мнению европейских чиновников, более привлекательной.

Типы избирательных систем. В соответствии с решением Совета Евросоюза от 2002 года во всех странах – членах Евросоюза применяется пропорциональная избирательная система, которая, как считают в Евросоюзе, позволяет достичь наиболее объективного распределения мандатов. Вместе с тем за странами-членами сохраняется право применять классическую избирательную систему, основанную на партийных списках, которые могут быть либо «закрытыми» («жесткими»), когда избиратели не могут голосовать за отдельных кандидатов) (например, Великобритания (кроме Северной Ирландии), Венгрия, Германия, Греция, Испания, Португалия, Финляндия, Эстония), либо «открытыми» («мягкими»), когда у них такое право имеется) (например, Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Польша, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швеция), или так называемую систему единого «передаваемого» голоса (принята в Ирландии, Великобритании (Северной Ирландии) и на Мальте). Данный вопрос решением Совета Евросоюза никак не регулируется.

Не регулируется на уровне Евросоюза также и то, по какому методу должны распределяться депутатские мандаты после подсчета голосов избирателей. Страны-члены, как правило, используют те же методики, что и на национальных выборах. На первый взгляд может показаться, что это сугубо технический вопрос, на самом деле разные методики дают различное распределение мандатов при одном и том же количестве голосов, поданных за политические партии – они либо дают максимальное преимущество крупным политическим партиям, либо позволяют получить депутатские мандаты и мелким партиям. Все это отчасти подрывает однородность, гомогенность общего европейского избирательного пространства, а также ставит под сомнение справедливость результатов выборов.

Размеры избирательных округов. В Европейском союзе весьма распространено мнение о том, что формирование мелких избирательных округов идет на пользу представительной демократии, способствует повышению ответственности депутатов, которые оказываются ближе к избирателям, а также позволяет достичь более объективных результатов политической поддержки кандидатов избирателями. Практика, однако, серьезно расходится с такой теорией – в подавляющем большинстве стран выборы в Европарламент проводятся по единому национальному избирательному округу, соответственно с едиными национальными партийными списками и только в Бельгии, Германии, Великобритании, Ирландии, Италии, Польше и Франции выборы проводятся с использованием смешанных – пропорциональных и территориальных – начал. Так, в Германии и Польше часть депутатов Европарламента избирается по территориальным (региональным) избирательным округам, часть – по общенациональному избирательному округу. Остальные страны Евросоюза противятся регионализации выборов в Европарламент, и одним из ярких примеров является Испания, власти которой вряд ли заинтересованы в гарантированном избрании в Европарламент целой группы каталонских и баскских депутатов.

«Заградительный» порог для прохождения партий в Европарламент. В каждой из стран Европейского союза в выборах участвуют национальные политические партии, которые затем в Европарламенте объединяются в партийные фракции на общеевропейском уровне. Законодательство Евросоюза предусматривает введение странами-членами так называемого «заградительного» порога для прохождения партий в Европарламент, его максимальное значение не может превышать 5 процентов. В Евросоюзе считают, что такой порог предотвращает избрание в парламент радикальных и маргинальных партий, а также сокращает риск чрезмерной фрагментации законодательного органа. Так, в настоящее время пятипроцентный порог введен в Венгрии, Германии, Литве, Польше, Словакии, Франции и Чехии, в Австрии и Швеции действует четырехпроцентный порог, в Греции – трехпроцентный.

Дата проведения евровыборов, как и продолжительность периода голосования, являются «плавающими». Продолжительность периода голосования на прошлых выборах депутатов Европарламента составила четыре дня (4–7 июня 2009 года). Прошлые выборы в Европарламент от 27 государств стартовали 4 июня 2009 года в Великобритании и Нидерландах, 5 июня за ними последовали Ирландия и Чехия, 6 июня – Латвия, Кипр, Мальта и Словакия, остальные государства Европейского Союза (Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Литва, Люксембург, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Словакия, Финляндия, Франция, Швеция и Эстония), на долю которых приходится наибольшее число депутатских мандатов в Европарламенте, провели голосование 7 июня 2009 года. В Ирландии голосование проводилось в два дня – 4 и 5 июня: так, на острове Тори, избирательные участки традиционно открылись на день раньше (то есть 4 июня), чем на остальной части территории Ирландии (открылись 5 июня 2009 года).

При подготовке к проведению в 2014 году выборов депутатов Европейского парламента послы стран – членов при Совете Евросоюза (на заседании Комитета постоянных представителей на уровне послов при Совете Евросоюза) приняли решение предложить провести очередные выборы в Европарламент не в июне, а 22–25 мая 2014 года. Данное решение было принято по запросу Европарламента с целью обеспечения лучших организационных и временных условий для подготовки выборов Президента Еврокомиссии, проводимых после выборов Европарламента уже новым его составом. В целом окончательное решение о назначении даты выборов депутатов Европарламента в 2014 году Совет Европейского союза должен принять после проведения консультаций с Европарламентом.