О практике манипулирования границами избирательных округов в США

Регулярно публикуя материалы о различных аспектах избирательной системы Соединенных Штатов Америки, мы пытаемся приоткрывать некоторые закулисные ее стороны и делаем это на основе авторитетных,  преимущественно американских, источников.

В приводимом ниже материале речь пойдет о малоизвестных фактах, которые раскрывают механизмы манипулирования границами избирательных округов.

*  *  *

По мнению специалистов, значительную долю нарушений избирательного законодательства США составляет практика перекраивания границ избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил на выборах в высшие законодательные органы станы.

Основанием для пересмотра границ избирательных округов являются, как правило1, результаты переписи населения, проводимой в стране каждые 10 лет. По сложившейся практике Офис Клерка Палаты представителей Конгресса США перераспределяет места в нижней палате между штатами пропорционально численности их населения и информирует по итогам этого перераспределения госсекретарей штатов.

На основе установленного таким образом числа округов по выборам в Конгресс2 (один округ на каждого конгрессмена) сами штаты определяют их границы. Органы, стандарты и процедуры делимитации в каждом штате свои. В основном этим вопросом занимаются нижние палаты законодательных собраний штатов. Они же определяют в соответствии с данными переписи границы округов по выборам в законодательные собрания своих штатов3. Получение одной из партий большинства в нижней палате штата означает, как правило, возможность «продавить» такие границы, которые обеспечивали бы прохождение максимального числа своих кандидатов в выборные органы.

Основной принцип манипулирования границами заключается в формировании максимального количества избирательных округов, где протежируемая партия будет иметь небольшой, но уверенный перевес. Такой результат достигается  главным образом за счет использования следующих приемов:

excess vote (электорат соперников концентрируется в минимальном количестве крупных округов);

wasted vote (электорат соперников «распыляется» по округам для удержания его в меньшинстве в максимально возможном числе округов);

stacked method (свой электорат концентрируется путем соединения удаленных друг от друга зон компактного проживания). Округа при этом существенно разнятся по количеству избирателей и имеют причудливую территориальную форму. Такая практика уже 200 лет известна в США под названием «джерримендеринг»4. До недавнего времени манипуляции с границами округов использовались и для исключения возможности попадания в выборные органы представителей нацменьшинств.

Понятно, что «джерримендеринг» нарушает равенство избирательных прав граждан, а также законы большинства штатов, требующие, чтобы избирательные округа были непрерывными по форме, компактными, имели «справедливые границы», равномерную смешанность населения, а в ряде случаев – и одинаковую численность.

Следует в связи с этим подчеркнуть, что манипулирование границами округов неоднократно признавалось в судебном порядке «неконституционным».

В качестве примера «упаковывания» электората соперников в один округ (excess vote) можно привести 12-й округ шт. Пенсильвания по выборам в Конгресс 111-го созыва.

Пенсильвания (19 округов)

В данном примере налицо все признаки манипуляций: отсутствие правильной геометрической формы, нелогичное «сращивание» территорий, изобилие «островов», выступов, впадин, «зубцов» на границах. В данном случае, однако, манипуляторы обманули сами себя5.

Исследователи отмечают, что значительное число злоупотреблений при пересмотре границ избирательных округов по итогам переписи 2010 г. имеет явно выраженную расовую направленность. Так, в Северной Каролине, где новые избирательные округа формировались под влиянием  республиканского большинства в генассамблее штата, электорат был разделен по расовому признаку.

В этих целях были сформированы крупные (как федеральные, так и местные) «демократические» округа с преобладающим черным населением и относительно мелкие, но многочисленные «республиканские» с выраженным белым большинством6. Таким образом, один из важнейших штатов, способных повлиять на исход парламентских выборов текущего года, превратился в «республиканский бастион»7, в котором, по мнению местного сенатора Э. Мансфилда, возрождается ситуация, когда черное население должно быть представлено в выборных органах только черными, а белое – белыми8.

Подобная  практика, по утверждениям правозащитников, имеет место фактически в каждом южном штате и преследует в качестве долгосрочной цели создание системы поляризованного по расовому признаку голосования, которая затруднила бы демократам успешное проведение избирательных кампаний всех уровней9.

По мнению экспертов, республиканцы штата Нью-Йорк, например,  десятилетиями эффективно использовали «джерримендеринг» на местных сенатских выборах, изменяя итоги голосования, и почти во всех случаях им удавалось получать больше мест, чем «положено» пропорционально голосам поддержки.

В настоящее время, анализируя предложения республиканского большинства по пересмотру границ избирательных округов штата, американские политики отмечают признаки тактики дробления ряда национальных общин, включая русскоязычную. Так, жители Южного Бруклина, хоть и являются в своем большинстве ярыми сторонниками Республиканской партии, тем не менее, оказались разделены между четырьмя сенатскими округами, практически лишившись возможности продвижения в Сенат штата своих представителей10.

Однако демократы, обвиняющие республиканцев в манипуляциях с расовой направленностью, сами «льют воду» на ту же «мельницу». В ставшем практически олицетворением современного «джерримендеринга» в США четвертом округе шт. Иллинойс по выборам в Палату представителей (конгрессмен Л. Гутиеррес, демократ) было создано испаноязычное большинство путем искусственного выделения и объединения зон компактного проживания пуэрториканцев и мексиканцев с нарушением фактически всех требований к границам избирательных округов11.

Распространенной разновидностью «джерримендеринга» является учет в качестве жителей штата заключенных, отбывающих наказание на его территории. В результате штат получает необоснованное увеличение представительства в федеральных органах, изменяются границы избирательных округов, структура их представительства в выборных органах штатов12.

 

Четвертый избирательный округ шт. Иллинойс Конгресса 111-го созыва

 

Хотя законы большинства штатов прямо указывают на то, что тюрьма не является местом жительства, в ходе переписи населения 2010 г., по утверждению правозащитников более 2 млн. заключенных были учтены по месту заключения, а не по домашним адресам13.

Американские НПО, отстаивающие интересы нацменьшинств, рассматривают и данную практику через призму расовой дискриминации14.

«Джерримендеринг» в той или иной форме фиксируется в большинстве штатов. При этом ни республиканцы, ни демократы не намерены отказываться от этой практики.15 Исследователи отмечают, что если до недавних пор «джерримендеринг» маскировался хоть каким-то соответствием границ округов здравому смыслу, то в последнее время «маски были сброшены»  - манипуляторов более  не  беспокоит,  насколько  «легитимно»  выглядят округа, главное - это эффективное достижение цели16.

Установившийся приблизительно равный межпартийный баланс сил побуждает противоборствующие партии не просто максимизировать посредством  «джерримендеринга» свое присутствие в выборных органах, но и, по возможности, не дать шанса соперникам - не допустить формирования округов с неочевидным исходом голосования. Это придает «джерримендерингу» особо уродливые формы, подчеркивающие пренебрежение политиков декларируемыми демократическими принципами.

 

Примечания:

1 По усмотрению штатов возможны и промежуточные изменения границ между переписями.

2 Речь идет только о Палате представителей, поскольку число сенаторов неизменно (по два от каждого штата).

3 Основным объектом манипулирования являются три вида округов: по выборам в Палату представителей Конгресса США, в верхние и нижние палаты законодательных собраний штатов.

4 Хотя практика манипулирования границами округов имеет более давнюю историю, термин «джерримендеринт» (gerrymandering) появился в 1812 г., когда губернатор шт. Массачусетс Э. Джерри придал одному из округов форму, напоминающую саламандру. (Martis К. The Original Gerrymander // Political Geography. 2008. November. Vol 27, Issue 8. Pp. 833-839. - http://www.sciencedirect.com.)

5 При пересмотре границ округов по итогам переписи 2000 г. республиканцы «упаковали» в данный округ как можно больше сторонников демократов, с тем чтобы обеспечить себе небольшой перевес в 18 оставшихся округах. К моменту выборов в Конгресс в 2010 г. в штате значительно усилились консервативные настроения и демократы получили единственное место в Палате представителей исключительно благодаря манипуляции соперников с данным округом - при равномерном распределении округов все места принадлежали бы республиканцам. (The Top Ten Most Gerrymandered Congressional Districts in the United States // PJ Media. 2010. November 11— http://pjmedia.com.).

6 Berman A. How the  GOP  Is Resegregating the South // The Nation.  2012.  January 31. —http://www.thenation.com.

7 Если сейчас демократы имеют в Конгрессе 7 из 13 мест, то с новыми границами избирательных округов смогут рассчитывать лишь на 3 места.

8 Bail M. Updated: Is the Republican Party Rasist? // Blue Mass Group. 2012. February  13. —http ://bluemassgroup.com.

9 Sullivan T. The Southern Strategy: A Tumor of the Soul // Scrutiny Hooligans, 2012. February 10. —http://scrutinyhooligans.us.

10 План новых границ сенатских округов штата. Заявление депутата горсовета Лу Фидлера. // Ари Каган. 2012. February 2. —http://www.arikagan.com.

11 Два совершенно различных, изуродованных «джерримендерингом» округа (места проживания нацменьшинств «хирургически вырезаны» в каждом из них), разделенные полноценным потенциальным округом, тем не менее, объединены в один соединительным аппендиксом, проходящим вдоль автомагистрали № 294, на котором не проживает ни одного человека.

12 Заключенные не голосуют, но, будучи учтенными как избиратели, увеличивают «вес» голосов жителей округа, где находится тюрьма.

13 Wagner P., Kajstura A., Lavarredu E., Ocejo С, O'Rourke S. Fixing prison-based gerrymandering after the 2010 census: A 50 state guide II Prisoners of the Census. 2010. March. — http://www.prisonersofthecensus.org.

14 Логика защитников прав цветных меньшинств следующая: афроамериканцы составляют 12,7 процента населения страны и 41,3 процента заключенных, которые отбывают наказание в основном в сельских районах с преимущественно белым населением. Так, 77 процентов заключенных тюрем Нью-Йорка являются афро- или латиноамериканцами, но 98 процентов тюрем расположены в «непропорционально белых се­натских округах штатов», и учет по месту заключения «ослабляет избирательный потенциал меньшинств и передает политическую силу от "цветных" городских общин заведомо "белым" областям». (Prison-Based Gerrymandering Legislative Reform // LDF. 2012. — http://www.naacpldf.org.).

15 Лишь отдельные штаты идут по пути передачи функции разграничения избирательных округов непартийным комиссиям или ad hoc комитетам. Решению задач «джерримендеринга» способствует практика компьютерного расчета границ с использованием электронных карт и геоинформационных систем, позволяющая добиваться результата в ущерб «эстетическим» соображениям.

Управление внешних связей