О соглашениях «За честные выборы»

Важным элементом саморегулирования участников избирательных кампаний в Российской Федерации стала практика заключения накануне выборов общественных договоров, соглашений «За честные выборы». Создание таких документов, являющихся своеобразными «кодексами поведения» политических партий на выборах, свидетельствует о повышении электорально-правовой культуры и продолжающемся прогрессивном развитии гражданского общества в России.

Положительным примером может служить общественный договор «За чистые и честные выборы», который был заключен в Краснодарском крае между всеми политическими партиями, участвовавшими в выборах Законодательного Собрания Краснодарского края в 2007 году. Вот некоторые его положения:

«Мы, руководители региональных отделений политических партий,… исходя из международных стандартов, принципов и норм демократических выборов, принятых в Российской Федерации, договорились:

1. При проведении избирательных кампаний следовать принципам и нормам демократических выборов:

- способствовать проведению свободных, честных и справедливых выборов на основе принципов открытости и уважения ко всем участникам избирательного процесса;

- руководствоваться на предстоящих выборах приоритетами Закона над политическими, групповыми и личными интересами, обращаться только к правовым инструментам разрешения избирательных споров;

- проводить избирательные кампании цивилизованно, в рамках, которые предписаны общечеловеческими нормами морали и порядочности;

- …не допускать использования противоправных, безнравственных технологий, распространения недостоверной информации и заведомо ложных высказываний в адрес политических партий и кандидатов в депутаты…

2. Способствовать распространению и применению принципов и норм демократических выборов среди всех участников избирательного процесса…

Неисполнение установленных норм избирательного законодательства участниками избирательного процесса, а также положений Общественного Договора «За чистые и честные выборы» влечет за собой право на публичное осуждение соответствующего участника избирательной кампании».

Вместе с тем приходится с сожалением констатировать, что имеют место прецеденты использования формата подобных соглашений для оформления документов, по сути направленных против кого-либо из участников выборов. В качестве примера можно привести материал, носящий название «СОГЛАШЕНИЕ принимающих участие в выборах депутатов Законодательного собрания Забайкальского края 1 созыва политических партий «За честные выборы» (далее – Соглашение).

В Соглашении указано, что его стороны выступают против «того, чтобы именем губернатора края прикрывалась политическая верхушка отделения одной партии в своих узкопартийных или олигархических интересах». В связи с этим не исключено, что Соглашение может быть расценено избирателями как направленное против конкретной политической партии, сторонником которой является губернатор Забайкальского края Р.Ф. Гениатулин (известно, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва он возглавлял региональную группу № 78 федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»). Представляется, что использование подобных формулировок с негативными оттенками может свидетельствовать о попытке применения авторами Соглашения манипулятивной избирательной технологии, формально не противоречащей требованиям избирательного законодательства, но способной повлиять на формирование у избирателей негативного отношения к конкретной политической партии.