Международное сотрудничество > Календарь выборов в зарубежных государствах

Избирательная система Великобритании. Всеобщие парламентские выборы (выборы в Палату общин)

Великобритания (англ. UnitedKingdom; полное название — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, англ. TheUnitedKingdomofGreatBritainandNorthernIreland) .

Великобритания — парламентская монархия во главе с Королевой (Королем). Законодательный орган — двухпалатный Парламент  (Палата общин и Палата лордов), который является высшим органом власти на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных представительных и управленческих административных структур. Правительство возглавляет Премьер-министр.

Отличительной особенностью Великобритании является отсутствие единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, не существует писаной Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциями.

Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), которое проводило в Великобритании в январе 2010 года миссию по оценке потребностей (МОП) в преддверии выборов в Палату общин, отметило, что правовое регулирование выборов также очень сложное. Избирательный процесс регулируется большим количеством законодательных и иных актов и постановлений, которые могли бы выиграть от объединения и упрощения. Хотя Избирательная комиссия Великобритании (ИКВ) обратилась к нынешнему лейбористскому правительству с просьбой об объединении, данный процесс еще не начался.

Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии — Британский монарх, ныне – Королева Елизавета II. Монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, Премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского подданного, даже не парламентария или члена Палаты лордов. Монарх дает согласие на билли (законопроекты)  Парламента, при этом формально имеет право отказать (последний случай был 11 марта 1708 г.). Монарх может также распустить Парламент по совету Премьер-министра, но де-юре обладает властью распустить Парламент по собственной воле, без согласия Премьер-министра. Прочие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (назначение министров, объявление войны), принадлежащие исполнительной власти, осуществляются от имени Короны Премьер-министром и Кабинетом министров. Роль монарха в публичной политике ограничена церемониальными функциями.

Парламент Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии является высшим законодательным органом в Соединенном Королевстве и Королевских заморских территориях. Его возглавляет Британский монарх. Парламент двухпалатный, включает верхнюю палату, называемую Палатой лордов, и нижнюю палату, называемую Палатой общин. Палата лордов не избирается. Палата общин, напротив, демократически избираемая палата. Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне.

Палата общин состоит из 650 депутатов, избираемых на пять  лет; при этом ее численность изменяется после пересмотра границ избирательных округов в связи с ростом числа населения.

По британскому законодательству максимальный парламентский срок составляет пять лет. Это означает, что Премьер-министр может назначить новые парламентские выборы в любой момент в течение пяти лет, но не позднее этого срока. За всю историю работа Парламента продлевалась лишь дважды: во время Первой и Второй мировых войн.

Всеобщие выборы назначаются по разным причинам. Помимо истечения срока работы Парламента, глава Кабинета министров может провести выборы в удобный для своей партии период, чтобы увеличить численный перевес в Палате общин. Также выборы проходят, когда правительство теряет большинство в Парламенте, необходимое для принятия решений, или ему выносится вотум недоверия.

Палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах – избиратель голосует за одного кандидата, выдвинутого политической партией или путем самовыдвижения (в качестве независимого кандидата).  Депутатский мандат от округа получает только тот кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим претендентам. Все другие кандидаты считаются неизбранными. В отличие от многих стран, в Великобритании для победы не требуется набрать более 50 процентов голосов, то есть кандидат побеждает даже при минимальном преимуществе.

Таким образом, фактически не учитывается мнение избирателей, поддержавших проигравших кандидатов, и, по оценке некоторых экспертов,  в этой связи остро стоят вопросы о недостатках традиционного метода подсчета результатов голосования, необходимости повышения пропорциональности избирательной системы, укреплении гарантий соответствия состава Парламента воле избирателей.

В британских политических кругах поднимается даже вопрос о реформе избирательного законодательства в направлении перехода к пропорциональной избирательной системе при выборах в Палату общин, а также к выборности членов Палаты лордов. Однако данная проблема скорее  лежит в плоскости конституционной реформы, так как затрагивает не столько процедуру выборов, сколько  процедуру формирования Парламента. К тому же надо отметить, что ни Избирательная комиссия Великобритании, являющаяся независимым, негосударственным органом, ни БДИПЧ ОБСЕ данной проблемой не озабочены. Да и  политические партии, с которыми встречалась МОП БДИПЧ ОБСЕ, были уверены, что будут в состоянии соперничать на майских выборах 2010 года и при существующих правилах игры.

Подавляющее большинство кандидатов представляет политические партии Соединенного Королевства. Партия, получившая наибольшее число мест в Парламенте, формирует новое правительство.

Численность избирательных округов, а соответственно и количество депутатов Палаты общин пересматриваются в Великобритании примерно раз в 8–12 лет. На всеобщих выборах в 2005 году в Великобритании насчитывалось 646 округов, однако с тех пор парламентская комиссия по границам избирательных округов рекомендовала увеличить численность округов в Англии на четыре. Таким образом, на выборах 2010 года кандидаты будут избираться в Парламент от 650 округов (Англия – 533, Шотландия – 59, Уэльс – 40, Северная Ирландия – 18).

Голосовать на выборах могут все дееспособные избиратели Великобритании, Ирландии, проживающие в Соединенном Королевстве и стран Британского Содружества, достигшие 18 лет и не имеющие юридических ограничений на право голосования. При этом регистрация в качестве избирателя является фактически обязательной и регистрироваться необходимо заранее.

Избиратели могут подавать бюллетени лично, а также по доверенности или по почте. Положения о почтовом голосовании, введенные в Великобритании в 1918 году, были либерализированы в 2000 году в качестве меры борьбы со снижением явки избирателей. Были отменены требования к избирателям о предоставлении объяснения того, причин подачи заявления о почтовом голосовании и неспособности избирателя проголосовать лично. В результате доля избирателей, подающих свои голоса по почте, заметно возросла. На всеобщих выборах 2005 года по почте голосовало примерно 12 процентов электората. Тем не менее  либеральные процедуры голосования по почте располагали к злоупотреблениям,  находились в центре различных подозрений и подтвержденных случаев избирательных правонарушений.

После возникновения подозрений и подтвержденных случаев мошенничества, связанного с голосованием по почте на предыдущих выборах, в законодательство были внесены поправки, требующие отправки личных идентификационных данных (подписи и даты рождения) при обращении о голосовании по почте. Однако по-прежнему считается, что системе не хватает надежности, главным образом в связи с незащищенностью процесса регистрации избирателей.

Кроме имен и адресов избирателей, списки избирателей в Великобритании в настоящее время не содержат никаких идентификационных данных, которые могут помочь идентифицировать голосующих. Помимо этого, для получения права на голосование избиратели не обязаны предоставлять удостоверений личности. Нынешняя система регистрации избирателей долгое время была предметом беспокойства и обсуждения, в этой связи в 2009 году были введены положения о постепенном переходе к индивидуальной регистрации для выборов, которые должны быть реализованы к 2015 году.

На парламентских выборах не имеют права голосовать члены Палаты лордов, которые могут отдать свой голос только на местных выборах и выборах в Европарламент.

Закон налагает ограничения на страдающих от некоторых психических заболеваний, однако в целом пациенты психиатрических клиник имеют право регистрироваться для голосования. Некоторые ограничения этого права распространяются на заключенных, банкротов и на лиц, признанных виновными в незаконной или нечестной деятельности, и т.п. Граждане, проживающие за пределами Великобритании, должны зарегистрироваться как зарубежные избиратели и могут проголосовать по почте или по доверенности при условии, что они были зарегистрированы для голосования в Великобритании в течение 15 лет на момент подачи заявления о регистрации в качестве зарубежного избирателя. Имеют право голосовать бездомные, которые смогут доказать свое отношение к тому или иному округу, а также безграмотные.

Никаких ограничений не накладывается  на право голосования для Королевы, однако на практике она никогда не являлась на избирательный участок, чтобы факт голосования монарха не сочли антиконституционным.

Премьер-министр Великобритании Гордон Браун объявил 6 апреля 2010 года, что очередные всеобщие выборы, по результатам которых будет сформирован новый Парламент, пройдут 6 мая.

Согласно установленной процедуре консультации по поводу даты новых выборов Премьер-министр провел с Королевой Великобритании Елизаветой II, которая согласилась на роспуск Парламента с 12 апреля и проведение выборов 6 мая. Данная стандартная процедура носит название "королевская декларация", в которой указывается дата роспуска Парламента и дата первой парламентской сессии после выборов и формирования нового состава Палаты общин. Предполагается, что первая сессия нового состава Палаты общин состоится 18 мая.

После того как нынешний Парламент прекратит свое существование, каждое место в Палате общин автоматически становится вакантным, а ее члены немедленно утрачивают все свои депутатские привилегии, становясь простыми подданными Соединенного Королевства, то есть в период между объявлением о роспуске Парламента (12 апреля) и формированием нового состава (18 мая) понятия "депутат Палаты общин " не существует.

Членам Палаты общин после объявления даты выборов дается несколько дней на то, чтобы освободить свои офисы, поскольку в течение этого периода они не имеют права заходить в здание парламента. Появляться в Вестминстерском дворце разрешено лишь членам Палаты лордов, которые не избираются и сохраняют свои полномочия на период предвыборной кампании и формирования нового Парламента, однако и для них передвижение по помещениям Парламента ограничено.

Роспуск Парламента не подразумевает роспуска правительства – все ведомства на период избирательной кампании продолжают работать. Как правило, правительство в это время отказывается от громких политических заявлений, а также от объявления важных решений, за что предвыборный период иногда называют "паранджой" (purdah).

Согласно стандартной процедуре с момента объявления выборов до дня голосования должно пройти минимум 17 дней, без учета выходных и государственных праздников. Закон не требует, чтобы выборы проходили в конкретный день, но по традиции с 1935 года все парламентские выборы проходят по четвергам, что в 2010 году приходится на 6 мая.

В ответ на рекомендации БДИПЧ ОБСЕ и в соответствии с обязательствами в рамках ОБСЕ в Великобритании была создана правовая основа для наблюдения за выборами, в том числе и международными наблюдателями. Тем не менее наблюдатели еще не имеют права доступа ко всем этапам избирательного процесса. Нынешние положения не разрешают осуществлять наблюдение за такими важнейшими этапами, как регистрация избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, работа должностных лиц  и органов при проведении выборов, а также подсчете голосов и подведении итогов голосования.