Разъяснения ЦИК России по вопросу размещения агитационных материалов в сети Интернет

 

Депутату Законодательного Собрания

Санкт-Петербурга

А.А. Ковалеву

 

190107, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 6

 

Уважаемый Алексей Анатольевич!

 

В связи с Вашим обращением в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации от 26 сентября 2011 года № 107616-3 сообщаем.

В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации (части 1, 3 и 4) каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

С учетом изложенного полагаем, что гражданин Российской Федерации вправе свободно создавать в сети Интернет свои страницы (сайты) и размещать на них информацию с учетом ограничений, установленных частью 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации о том, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

При размещении информации о кандидатах, избирательных объединениях следует также соблюдать требования статьи 45 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Частью 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации специально гарантируется свобода массовой информации. В связи с этим, в случае регистрации сайта, созданного гражданином, в качестве средства массовой информации (далее также – сетевое СМИ), деятельность редакции (главного редактора) такого СМИ также осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Согласно подпункту 1 статьи 2 Федерального закона агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.

В соответствии с пунктом 5 статьи 48 Федерального закона расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке. А в соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.

С учетом изложенного полагаем, что в случае, если кандидат имеет намерение разместить на Интернет-сайте агитационные материалы, то следует исходить из следующего.

Личные работы кандидата по изготовлению и размещению агитационного могут осуществляться безвозмездно. Если для изготовления и размещения материала требуются затраты, они оплачиваются из избирательного фонда кандидата  либо соответствующего избирательного объединения.

Размещение агитационного материала в сетевом СМИ осуществляется с учетом требований статей 48-50, а также 51 или 52 Федерального закона.

Размещение агитационного материала на Интернет-сайте, не являющемся сетевым СМИ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 54 Федерального закона, в правовом режиме «иных агитационных материалов» в смысле подпункта «в» пункта 3 статьи 48, пунктов 1 и 3 статьи 54 Федерального закона, а если агитационный материал является аудиовизуальным, то в правовом режиме аудиовизуального агитационного материала.

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Федерального закона фотографии (скриншоты) агитационных материалов до размещения на сайте в режиме свободного доступа должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

При этом необходимо иметь ввиду, что в случае самостоятельного изготовления агитационных материалов, размещаемых на сайте, в сведениях в качестве заказчика и изготовителя должен быть указан кандидат, если выборы проходят по мажоритарной системе. Если же  выборы проходят по пропорциональной системе и кандидат выдвигается в составе списка кандидатов избирательным объединением, то в качестве заказчика и изготовителя указывается соответствующее избирательное объединение.

Если на Интернет-сайте размещаются электронные образы аудиовизуальных и (или) печатных агитационных материалов, ранее законно изготовленных, представленных в соответствующую избирательную комиссию и распространяемых иным способом, то повторного представления копий, фотографий, скриншотов страниц с размещенными на них материалами и (или) ссылками на них в избирательную комиссию не требуется.

 

Член
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

 


М.В. Гришина