Статья 10. Назначение выборов

1. Выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

2. День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом.

3. Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4–6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81 1 настоящего Федерального закона.

4. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

5. Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье марта либо на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

6. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября.

7. Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

8. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти – Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации – избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления – соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

9. Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия – соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 22–24 и 29 настоящего Федерального закона, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица – также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.

Содержание комментируемой статьи подверглось существенному изменению в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ. Суть изменений сводится к переходу к урегулированию вопросов назначения и проведения очередных выборов в Российской Федерации в единые дни голосования: второе воскресенье марта или второе воскресенье октября (а в год проведения очередных выборов депутатов Государственной Думы вместо второго воскресенья октября – в день голосования на указанных парламентских выборах). Комментируемый Федеральный закон содержит специальную статью 81 1 , которая определяет порядок применения положений комментируемой статьи в процессе перехода к единым дням голосования (см. комментарий к статье 81 1 ).

1. Выборы указанных в пункте 1 статьи 8 комментируемого Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. В нормативных правовых актах о выборах – Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, конституциях (уставах) и (или) законах субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законами, в иных нормативных правовых актах – закрепляется конкретный перечень уполномоченных органов и должностных лиц, на которые возложена конституционно-правовая обязанность назначения и проведения выборов.

Так, в соответствии с подпунктом «а» статьи 84 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент Российской Федерации, в соответствии с подпунктом «д» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Выборы депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления – муниципальные выборы назначаются в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, при этом в случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом (в данном отсылочном положении речь идет, в частности, о положениях пунктов 8 и 9 комментируемой статьи).

Комментируемый пункт и в целом комментируемая статья не регулируют вопросы назначения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти первого созыва нового субъекта Российской Федерации, образованного в результате объединения соответствующих субъектов Российской Федерации по результатам референдумов в данных субъектах Российской Федерации. Регулирование указанных вопросов (определение даты выборов, органа, правомочного принимать решение о назначении выборов, срока начала избирательной кампании и др.) осуществляется соответствующим федеральным конституционным законом. Так, Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» закрепил, во-первых, положение о том, что выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва проводятся 3 декабря 2006 года (часть 3 статьи 6), т.е. не в единый (мартовский или октябрьский) день; во-вторых, назначение, организацию и проведение выборов осуществляет временная избирательная комиссия, формируемая Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; в-третьих, избирательная кампания начинается со дня официального опубликования решения временной избирательной комиссии о назначении выборов 1 .

2. Одним из организационно-правовых выражений принципа обязательности и периодичности проведения выборов органов или депутатов, указанных в пункте 1 статьи 8 комментируемого Федерального закона, являются условия, порядок и сроки назначения и проведения выборов. Выборы назначаются уполномоченными на то органами или должностными лицами в соответствии со сроками полномочий органов и депутатов, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, и проводятся избирательными комиссиями. Порядок и сроки назначения выборов Президента Российской Федерации определены в соответствии с частью 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», а выборов депутатов Государственной Думы – в соответствии с пунктом «а» статьи 84 и частью 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации Федеральным законом от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

________
1 См.: СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110; 2005. № 27. Ст. 2706, а также Федеральный конституционный закон от 12 апреля 2006 года № 1-ФКЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СЗ РФ. 2006. №. 16. Ст. 1644.

Для определения конкретного дня голосования на выборах в федеральные органы государственной власти комментируемый пункт отсылает к соответствующим конкретным федеральным законам о выборах. На этой основе определение дня голосования связано с правилами исчисления истечения конституционного срока, на который был избран соответствующий федеральный орган государственной власти, а начало течения указанного срока в свою очередь взаимоувязано с избранием Государственной Думы в правомочном составе. При этом правомочность депутатского корпуса определяется на основе соотношения избрания большинства депутатов (300 депутатов) от общего числа депутатов, подлежащих избранию в соответствии с частью 3 статьи 95 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что Государственная Дума состоит из 450 депутатов 1 .

________
1 В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 года № 2-П по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к правомочности состава Государственной Думы в качестве правовой позиции отмечается: Конституция Российской Федерации не установила требований к численному составу избранных парламентариев, при котором палаты Федерального Собрания вправе осуществлять свои конституционные полномочия; в этих условиях представительный характер Государственной Думы (и Совета Федерации) и легитимность принимаемых законов могут быть гарантированы только истолкованием понятия «общее число депутатов» как конституционного их числа – 450 депутатов Государственной Думы (178 членов Совета Федерации). При определении порядка принятия законов и постановлений палатами Федерального Собрания Российской Федерации Конституция Российской Федерации исходит из названного общего числа депутатов Государственной Думы (общего числа членов Совета Федерации). Принятые большинством от данного числа решения во всех случаях учитывают волю представителей не менее чем половины избирательного корпуса, вследствие чего наличие вакантных мандатов депутатов не может сказаться на итогах голосования. Вместе с тем в Конституции Российской Федерации имеются положения, определяющие количественные параметры порядка принятия определенных решений. Так, постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации (часть 3, статья 103), федеральные законы также принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации (часть 2, статья 105), при этом в части 4 указанной статьи дается толкование «большинством голосов от общего числа», а именно: «Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты…». При этом, если Совет Федерации отклонил федеральный закон, то, согласно части 5 данной статьи, в случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации, федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. не менее 300 депутатов. На этой основе, на наш взгляд, осуществление Государственной Думой своих конституционных полномочий в полном объеме требует избрания не менее двух третей депутатов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 300 депутатов от 450 депутатских мандатов, что имеет конституционно-правовое значение для установления конституционного срока полномочий Государственной Думы и определения дня голосования на очередных выборах // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1451.

Так, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок (четырехлетний), на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва (часть 2 статьи 6). Таким образом, день голосования находится в пределах конституционного срока полномочий Государственной Думы очередного созыва и приходится на законодательно фиксированный воскресный день последнего месяца конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания, при этом днем избрания является день голосования, в результате которого Государственная Дума была избрана в правомочном составе, т.е. избрано не менее 300 депутатов от общего числа депутатов (450) 1 . Применительно к выборам Президента Российской Федерации Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает, что днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах и в котором четыре года назад был избран Президент Российской Федерации (пункт 2 статьи 5). В связи с истечением в марте 2008 года конституционного четырехлетнего срока полномочий, на который Президент Российской Федерации избирался 14 марта 2004 года (второе воскресенье) и с учетом положения пункта 7 статьи 5 указанного Федерального закона о том, что если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье – очередные выборы Президента Российской Федерации должны быть назначены на первое воскресенье марта (2 марта 2008 года) в связи с тем, что второе воскресенье марта (9 марта) совпадает с днем, следующим за нерабочим праздничным днем (8 марта в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации является нерабочим праздничным днем).

3. Порядок и сроки назначения региональных и муниципальных выборов определены: 1) депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в порядке ротации, в соответствии с конституционным разграничением полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами – в комментируемом Федеральном законе, Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации; во вновь образованных субъектах Россий­ской Федерации, применительно к выборам депутатов первого созыва – в соответствующем федеральном конституционном законе; 2) депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления – в комментируемом Федеральном законе, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законах, конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. При этом в указанном Федеральном законе особо закреплено, что порядок назначения, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. В прежнем Федеральном законе (от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ) была закреплена, во-первых, общая формулировка о «порядке проведения» муниципальных выборов, которая, конечно, включала в себя и порядок назначения выборов; во-вторых, определение порядка проведения муниципальных выборов было отнесено только к компетенции субъекта Российской Федерации. В целом это снижало уровень федеральных правовых гарантий избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов и данный подход был изменен в новом Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» также закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации (подпункт «в» пункта 1 статьи 5).

_____________
1 На выборах депутатов Государственной Думы 7 декабря 2003 года в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 71/615-4 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва» было избрано 447 депутатов, из них: 225 по федеральному избирательному округу и 222 депутата по одномандатным избирательным округам (в Верх-Исетском избирательном округе № 162, Свердловская область, Ульяновском избирательном округе № 181, Ульяновская область, Восточном избирательном округе № 206, города Санкт-Петербурга выборы были признаны несостоявшимися и впоследствии назначены повторные выборы). Таким образом, 7 декабря 2003 года Государственная Дума была избрана в правомочном составе и голосование на очередных выборах должно состояться в первое воскресенье декабря месяца 2007 года, а именно 2 декабря 2007 года.

4. Комментируемый пункт предусматривает обязательность назначения досрочных выборов в случае, во-первых, досрочного прекращения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; во-вторых, досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, т.е. отсутствие предусмотренного нормативными правовыми актами, в том числе конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования) кворума для принятия решений органа, в частности, относительным большинством от общего состава его членов. Как указывалось в комментарии к пункту 1 статьи 8 комментируемого Федерального закона, указанный случай возможен, если представительный орган формируется в порядке ротации части его состава.

Досрочные выборы следует отличать от дополнительных выборов, которые согласно пункту 8 статьи 71 комментируемого Федерального закона могут проводиться и в случае, если в результате досрочного прекращения полномочий депутатов представительного органа он останется в неправомочном составе. Такие выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий. Вместе с тем пунктом 12 статьи 71 предусмотрен случай, когда в такой ситуации дополнительные выборы не проводятся, а проводятся досрочные выборы в порядке, предусмотренном комментируемым пунктом. Досрочные выборы проводятся в связи с досрочным прекращением выборным органом, выборным должностным лицом исполнения своих полномочий в случаях, перечисленных в федеральных законах, конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия законодательного органа могут быть прекращены досрочно в случае: а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации; б) роспуска указанного органа указом высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в случае принятия законодательным органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения; в) вступления в силу решения суда субъекта Российской Федерации – соответственно Верховного Суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава законодательного органа, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, которые предусмотрены пунктами 4 и 4 1 статьи 9 (указанное основание введено Федеральным законом от 29 июля 2000 года № 106-ФЗ, в редакции Федерального закона от 11 декабря 2004 года № 159-ФЗ).

Кроме того, указанный Федеральный закон не только определяет случаи досрочного прекращения полномочий законодательного органа, но также частично раскрывает положение о неправомочности его депутатского состава, включая в содержательный перечень данного понятия такой компонент, как сложение депутатами своих полномочий. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа назначаются досрочные выборы в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации и указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. На это указывается в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Конкретный срок (день голосования) в пределах указанного шестимесячного срока определяется исходя из положений конкретного закона о выборах, в котором должны быть закреплены положения по этому вопросу, опирающиеся, в частности, и на положения пункта 7 комментируемой статьи о том, что при назначении досрочных выборов сроки, указанные в данном пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. При этом по аналогии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» сроки в днях умножаются на две третьих и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.

В целом орган или должностное лицо, правомочное принимать решение о досрочном прекращении полномочий органа или депутатов, вправе принять решение, оформленное одним документом и содержащее положение как о досрочном прекращении полномочий, так и о назначении даты проведения досрочных выборов, либо принять два самостоятельных документа – о досрочном прекращении полномочий и о назначении даты выборов, при этом начальной точкой отсчета шестимесячного срока для второго решения будет вступление в силу решения о такомдосрочном прекращении полномочий. Таким образом, если при назначении очередных выборов соответствующий законодатель устанавливает процедуру принятия соответствующего решения о назначении выборов в рамках временной конструкции «не ранее и не позднее» фиксированного в пункте 7 комментируемой статьи числа дней до дня голосования, то при назначении досрочных выборов установлена процедура, предусматривающая принятие решения о досрочном прекращении исполнения полномочий органа или депутатов и на этой основе решения о назначении даты проведения досрочных выборов в рамках шестимесячного со дня такого досрочного прекращения полномочий. Если в указанный шестимесячный срок (с учетом сроков, установленных в пункте 7 комментируемой статьи) попадает второе воскресенье марта, то целесообразно назначить досрочные выборы на указанный день (в том числе используя процедуру сокращения сроков избирательных действий). В любом случае следует учитывать, что днем голосования на следующих (после досрочных) очередных выборах в силу пункта 1 статьи 8 комментируемого Федерального закона может быть только второе воскресенье марта.

5. Отличительной особенностью назначения дня голосования на выборах во вновь образованном субъекте Российской Федерации либо выборов во вновь формируемый орган государственной власти субъекта Российской Федерации является более широкая правовая (по перечню источников) основа для назначения выборов во вновь образованном субъекте Российской Федерации (вновь формируемом органе государственной власти субъекта Российской Федерации). В перечень нормативных правовых актов, регулирующих вопросы назначения указанных выборов первого созыва включены не только федеральные конституционные законы, федеральные законы, но и основанные на указанных федеральных законах указы Президента Российской Федерации. В данном случае также следует иметь ввиду, что следующие очередные выборы следует проводить в установленные комментируемым Федеральным законом единые дни голосования.

6. Чтобы быть законным, голосование на очередных (общих) выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должно быть проведено в единые (воскресные) дни голосования, указанные в пунктах 2, 3 и 5 комментируемой статьи, а при досрочных выборах – также в воскресный день, определяемый в пределах рамочного срока, указанного в пункте 4 комментируемой статьи, и конкретных сроков, закрепленных в соответствующих законах, и в одно из воскресений, которое определяется по правилам комментируемого пункта. Голосование назначается уполномоченным на то органом или должностным лицом только на календарный выходной день — воскресенье (в соответствии со статьей 111 Tрудового кодекса Российской Федерации общим выходным днем является воскресенье). Комментируемый пункт установил запрет на назначение голосования на воскресенье, которое является, во-первых, нерабочим праздничным днем (в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации 1 нерабочими праздничными днями являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января – Новогодние каникулы; 7 января – Рождество Христово; 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы; 12 июня – День России; 4 ноября – День народного единства);

__________
1 Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. I. Ст. 3; 2004. № 18. Ст. 1690; № 35. Ст. 3607; 2006. № 27. Ст. 2878.

во-вторых, днем, предшествующим нерабочему праздничному дню; в-третьих, днем, следующим за нерабочим праздничным днем; в-четвертых, днем, который в установленном порядке 1 объявлен рабочим днем (в силу этого не допускается объявление того или иного календарного дня недели выходным или иным нерабочим днем и назначение на этот день голосования (в том числе повторного голосования) как на очередных, так и досрочных выборах).

Особенность комментируемого пункта в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ заключается в том, что введение единых дней голосования, приходящихся на второе воскресенье марта и второе воскресенье октября обусловило сдвиг дня голосования на первое воскресенье соответствующего месяца, при этом, как это вытекает из правового содержания комментируемого пункта на первое воскресенье месяца вышеуказанные ограничения (запреты) уже не распространяются, что является дополнительной организационно-правовой гарантией для обеспечения соблюдения принципа обязательности и периодичности проведения выборов, устойчивости избирательного процесса, соблюдения сроков их проведения в увязке со сроками истечения полномочий выборного органа или должностного лица. Если день голосования (воскресенье) на досрочных выборах Президента Российской Федерации совпадает с нерабочим праздничным днем, либо предшествующим ему днем, либо днем, следующим за ним, а также с днем, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем, то днем голосования должно являться то воскресенье, которое находится в пределах трехмесячного конституционного срока проведения указанных выборов (в противном случае будет нарушено положение части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации о том, что досрочные выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения им своих полномочий).

__________
1 Согласно части пятой статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство Российской Федерации вправе переносить выходные дни на другие дни. Соответствующие нормативные акты принимаются Правительством Российской Федерации, как правило, заблаговременно. Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» часть пятая статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации дополнена положениями о том, что нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года; принятие нормативных правовых актов о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня. См., например: постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 года № 813 «О переносе выходных дней в 2006 году» и от 11 ноября 2006 года № 661 «О переносе выходных дней в 2007 году» // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 154; 2006. № 47. Ст. 4892.

7. Комментируемый пункт устанавливает общие и дифференцированные временные рамки для принятия решения о назначении очередных и досрочных выборов, официального опубликования в средствах массовой информации принятого решения о назначении выборов, а также рамочные дозволения для сокращения сроков, связанных как с принятием решения о назначении досрочных выборов, так и с возможностью сокращения не более чем на одну треть сроков, связанных с осуществлением иных избирательных действий в рамках стадийного развертывания избирательного процесса. По сравнению с прежней редакцией комментируемый пункт сокращает на 10 дней нижний предел временных рамок для принятия решения о назначении выборов в федеральный орган государственной власти и орган государственной власти субъекта Российской Федерации, и также повышает на 10 дней как высший, так и низший пределы временных рамок для принятия решения о назначении выборов в орган местного самоуправления, но без общего увеличения календарного разрыва между ними. В целом указанные временные рамки должны жестко соотноситься с законодательно фиксированными в комментируемой статье едиными днями голосования на региональных и муниципальных выборах, а в год проведения федеральных выборов – с днем голосования на указанных выборах. Так, комментируемый пункт устанавливает правило о том, что решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования день голосования, как указывается в пункте 2 комментируемой статьи, определен в соответствующих федеральных законах), на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации – не ранее чем через 100 дней и не позднее чем за 90 дней 1 , а на выборах в органы местного самоуправления – не ранее чем за 90 дней и не позднее чем 80 дней до дня голосования (т.е. или второго воскресенья марта, или второго воскресенья октября года, в котором истекают полномочия соответствующего выборного органа или должностного лица, или дня голосования на очередных выборах депутатов Государственной Думы). Учитывая, что при назначении досрочных выборов сроки избирательных действий могут быть сокращены не более чем на одну треть, минимальный срок для назначения досрочных выборов составляет: в орган государственной власти субъекта Российской Федерации – 60 дней, в орган местного самоуправления – 54 дня.

При назначении выборов на второе воскресенье марта целесообразно учитывать, что фактически всю первую декаду января составляют новогодние каникулы, в связи с чем интересам как организации избирательного процесса, так и участников избирательного процесса отвечает назначение выборов в пределах верхней границы указанного в комментируемом пункте интервала для назначения выборов.

______________
1 Пример исчисления сроков: Днем голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является, например, 11 марта 2007 года. Последний день, когда должны быть назначены данные выборы, – 10 декабря 2006 года. В связи с проведением 2 декабря 2007 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и совмещением дня голосования на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных органов местного самоуправления последним днем, когда должны быть назначены соответствующие региональные (не позднее чем за 90 дней) и муниципальные (не позднее чем за 80 дней) выборы, – соответственно 3 и 12 сентября 2007 года.

В соответствии с положениями пункта 2 комментируемой статьи день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом и решение о назначении выборов в указанные органы, как это предусмотрено комментируемым пунктом, должно быть принято не ранее чем за 110 и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Как отмечалось, в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» днем голосования является первоевоскресенье месяца, в котором истекает конституционный четырехлетний срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва, конституционный срок, на который она избирается, исчисляется со дня ее избрания, днем ее избрания является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Таким образом, указанные комментируемым пунктом временные рамки (110–90 дней) для принятия решения о назначении новых выборов депутатов Государственной Думы в соотношении с четырехлетним конституционным сроком ее полномочий и днем голосования, который в названном Федеральном законе законодательно определен как первое воскресенье месяца, в котором истекает указанный срок полномочий, оставляют для Президента Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации принимает решение о назначении очередных общих выборов депутатов Государственной Думы 20-дневный период для принятия решения о назначении выборов.

Обязанность по опубликованию решения о назначении выборов возлагается на орган или должностное лицо, принявшее данное решение и в данном случае речь идет именно об официальном опубликовании указанного решения в печатных средствах массовой информации (а не об его обнародовании, которое может быть осуществлено, в частности, в форме его оглашения по электронным средствам массовой информации, изготовления листовок и т.д.). Необходимо отметить, что комментируемый Федеральный закон возлагает на уполномоченный на то орган или должностное лицо обязанность только принять соответствующее решение о назначении выборов в сроки, установленные нормативными правовыми актами и обеспечить его официальное опубликование в средствах массовой информации, и не исходит из того, что правомерно принятое решение о назначении выборов после вступления его в силу может быть отменено или изменено (за исключением случая введения чрезвычайного или военного положения). Это означает, что соответствующий орган или должностное лицо не наделено полномочиями по отмене или изменению ранее принятого решения о назначении выборов. На этой организационно-правовой основе также реализовывается принцип (норма) обязательности проведения выборов.

Официальное опубликование решения о назначении выборов в средствах массовой информации означает законный характер выборов, при отсутствии опубликованного решения выборы не могут быть признаны назначенными и действительными. Такой подход связан, в частности, с тем, что решение о назначении выборов затрагивает права и свободы граждан и на этой основе решение уполномоченного органа или должностного лица не может применяться, если оно официально не опубликовано в средствах массовой информации для всеобщего сведения (в этих условиях выборы нельзя считать назначенными до официального опубликования решения об их назначении; кроме того, в соответствии с подпунктом 19 статьи 2 комментируемого Федерального закона избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении выборов). Решение о назначении очередных выборов как один из неотъемлемых компонентов процедуры проведения (назначения) выборов должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Средства массовой информации, указанные в соответствующих нормативных правовых актах в качестве исполнителей официального опубликования решения о назначении выборов, могут нести в соответствиис КоАП РФ ответственность за несвоевременное опубликование указанного решения (статья 5.5 «Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов»).

8. Комментируемый пункт определяет систему организационно-правовых гарантий назначения выборов, в рамках которой в предусмотренных комментируемым Федеральным законом случаях, порядке и сроки решение о назначение выборов принимается соответствующими избирательными комиссиями. В отличие от редакции, предусмотренной прежним Федеральным законом, комментируемый пункт наделяет соответствующие избирательные комиссии правомочием по назначению выборов (в случаях, предусмотренных комментируемым Федеральным законом) и на этой основе также возлагает на них обязанность по публикации своего решения о назначении выборов, что связано с общеправовым правилом о том, что точкой отсчета начала избирательной кампании, возникновения оснований для реализации комплекса избирательных прав и свобод участников выборов (избирательного процесса) является официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов. В целом комментируемый пункт воспроизводит универсальный конституционно-правовой механизм назначения выборов и правомочие уполномоченного на то органа или должностного лица по принятию решения о назначении очередных или досрочных выборов, его официальному опубликованию и переходе данного правомочия к избирательным комиссиям в случаях, перечисленных в комментируемом Федеральном законе.

Согласно комментируемому пункту, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 комментируемой статьи, а также в случае отсутствия уполномоченного на то органа или должностного лица (в частности, в случаях, перечисленных в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией (ЦИК России, ИКСРФ, ИКМО, ТИК в случае, если на указанную избирательную комиссию возложены полномочия ИКМО) с соблюдением соответствующих сроков (дня голосования и опубликования решения о назначении выборов). Так, применительно к выборам в федеральные органы государственной власти комментируемый пункт предусматривает, что в вышеуказанных случаях выборы назначаются ЦИК России в порядке, установленном федеральным законом. В частности, применительно к выборам Президента Российской Федерации указанный порядок закреплен в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» и предусматривает особенности назначения и проведения указанных выборов ЦИК России с учетом конституционно-правового статуса указанных выборов как очередных, либо как досрочных.

Указанный Федеральный закон в пункте 3 статьи 5 предусматривает, что если Совет Федерации не назначит очередные выборы Президента Российской Федерации, выборы назначаются и проводятся ЦИК России во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации (т.е. без учета месяца, в котором проводилось повторное голосование, – в случае, если оно проводилось на предыдущих выборах и проводилось в месяце, следовавшем за месяцем, в котором проводилось общее голосование). В этом случае решение ЦИК России о назначении выборов публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через семь дней со дня истечения пятидневного срока официального опубликования решения Совета Федерации о назначении выборов (т.е. срока, установленного для уполномоченного органа или должностного лица, которые своевременно не приняли соответствующее решение либо его не опубликовали), и в этом случае суммарный предельный интервал, связанный с публикацией решения по указанному вопросу, составляет 12 дней.

Применительно к досрочным выборам закреплено, что если Совет Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации, выборы также назначаются и проводятся ЦИК России в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации, при этом решение ЦИК России о назначении указанных выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» официального опубликования решения о назначении досрочных выборов Советом Федерации, и в этом случае суммарный предельный интервал, связанный с публикацией решения по указанному вопросу, также составляет 12 дней. В указанных случаях при назначении и проведении выборов публикация решения соответствующей избирательной комиссии должна носить официальный характер. Комментируемый пункт не указывает на обязательное опубликование данного решения в СМИ (в отличие от решения уполномоченного органа или должностного лица, подлежащегоофициальному опубликованию в соответствии с пунктом 7 комментируемой статьи), а использует термин «публикуется», следовательно, данное решение может быть официально опубликовано в СМИ либо обнародовано для всеобщего сведения иным образом. При отсутствии опубликованного для всеобщего сведения решения избирательной комиссии о назначении и проведении выборов, выборы не могут быть признаны действительными.

9. Комментируемый пункт закрепляет механизм назначения выборов в судебном порядке, если, во-первых, уполномоченный на то орган, или должностное лицо, или соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутата либо, во-вторых, соответствующая уровню выборов избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном комментируемым Федеральным законом (с учетом положений пункта 7 статьи 22 комментируемого Федерального закона такая ситуация может сложиться только в случае экстраординарных обстоятельств). На практике, ситуация, предусмотренная комментируемом пункте, складывается в случае определенных правовых коллизий, неоднозначного содержания норм, предусматривающих окончание сроков, на которые избирались орган государственной власти, орган местного самоуправления. В данной ситуации наиболее логичным является разрешение указанного вопроса в суде. Также ситуация с пропуском срока назначения выборов может возникнуть в случае отмены судом в ходе избирательной кампании решения о назначении выборов, принятого с нарушением закона.

Комментируемый пункт закрепляет один из элементов системы гарантий избирательных прав граждан на участие в свободных выборах, а именно судебные гарантии. В механизме гарантий суд как орган судебной власти (правосудия) занимает (в случаях возникновения спора между сторонами правоотношения, либо неисполнения, ненадлежащего исполнения, невозможности исполнения правовых предписаний и т. д.) исключительно важное место и его решения являются обязательными для всех органов и лиц, имеющих право участвовать в выборах. Назначение выборов в рамках судебной процедуры является, конечно же, исключительным случаем организации избирательного процесса, однако указанное полномочие суда, по существу являясь так называемым «спящим полномочием» в ситуации законопослушной деятельности органов и должностных лиц, избирательных комиссий по назначению выборов, является действенной гарантией принципа обязательности, периодичности выборов, избирательных прав и свобод граждан, иных участников избирательного процесса. Соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия – соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на ЦИК России или ИКСРФ (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных комментируемым Федеральным законом, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица – также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы 1 . Подсудность по данной категории дел установлена статьями 24, 26 ГПК РФ, а также, в части муниципальных выборов – пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» 2 , согласно которому верховные суды республик, краевые суды, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают в первой инстанции дела об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

__________
1 В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2005 года в связи с решением Избирательной комиссии Ярославской области № 68/495-3 от 12 августа 2005 года «О формировании временной избирательной комиссии Рыбинского сельского поселения» содержится положение о том, что решение (постановление) о сформировании временной избирательной комиссии нормативным правовым актом не является, при этом информационное сообщение о формировании временной избирательной комиссии не является решением избирательной комиссии и может быть опубликовано в любых средствах массовых информаций, а не обязательно только в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях или в средствах массовой информации, используемых для официального опубликования.
2 СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497; 2005. № 30. Ч. 1. Ст. 3104.

Комментируемый пункт по сравнению с предыдущей его редакцией существенным образом изменил порядок и сроки назначения выборов по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора. В отличие от прежней редакции, предусматривающей, что в вышеуказанных случаях выборы назначаются соответствующим судом общей юрисдикции, комментируемый пункт предоставляет суду право определить три основных вопроса: когда должны быть проведены выборы, какой орган обязан их назначить, и какая комиссия (временная или постоянно действующая) должна эти выборы организовывать.

Дата очередных выборов в федеральные органы государственной власти установлена в конкретных федеральных законах о выборах (пункт 2 комментируемой статьи), дата очередных выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления – это единые дни голосования (пункт 3 комментируемой статьи), день голосования на досрочных выборах определяется с учетом того, что выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий, влекущего за собой неправомочность органа (пункт 4 комментируемой статьи). Сроки проведения повторных выборов определены пунктом 6 статьи 71, дополнительных выборов – пунктом 8 статьи 71 комментируемого Федерального закона. В пределах указанных сроков повторные и дополнительные выборы, как правило, должны проводиться в единые дни голосования, в связи с чем пропуск срока назначения выборов на указанные единые дни является основанием для назначения этих выборов в порядке, предусмотренном комментируемым пунктом.

Определяя срок, не позднее которого уполномоченный на то орган (должностное лицо, избирательная комиссия), должен назначить выборы, суд должен учитывать предусмотренные пунктом комментируемой статьи, а также положения пункта 3 комментируемой статьи о единых днях голосования. Вместе с тем, поскольку судебная процедура назначения выборов может применяться на этапе, когда указанные в пункте 7 комментируемой статьи сроки не могут быть выполнены в случае назначения выборов на единый день, и при этом суд определит, что отнесение дня голосования на следующий единый день нарушит принцип свободных периодических выборов, голосование может проводиться и в иные, чем указано в пункте 3 комментируемой статьи, дни. В данном случае, как и в случае, предусмотренном пунктом 4 комментируемой статьи, следует учитывать, что днем голосования на следующих, очередных выборах может быть только второе воскресенье марта. Определяя необходимость возложения полномочий по организации выборов на временную избирательную комиссию, суд тем самым может учитывать причины неназначения выборов избирательной комиссией, т.е. невыполнения ею полномочий, предусмотренных пункт 6 комментируемой статьи 10: являлось ли это очевидным несоблюдением закона, либо в данном случае причиной является добросовестное заблуждение в определении сроков, в которые должны быть проведены выборы. Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 31 комментируемого Федерального закона в случае возложения полномочий по организации выборов на временную избирательную комиссию «постоянная» комиссия может быть расформирована.

Комментируемый пункт устанавливает только верхний предел количественного состава членов временной избирательной комиссии — до 15 человек, не указывая нижнего предела, тогда как при образовании соответствующих избирательных комиссий в стандартном режиме комментируемый Федеральный закон устанавливает, в частности, точный количественный состав членов соответствующей избирательной комиссии (15 членов ЦИК России — пункт 4 статьи 21), либо нижнюю и верхнюю количественную границу для некоторых видов избирательных комиссий (10—14 членов для ИКСРФ — пункт 4 статьи 23; 5–11 членов для ИКМО – пункт 6 статьи 24; 5–14 членов для ТИК – пункт 5 статьи 26), либо относит установление количественного состава избирательной комиссии к предмету ведения соответствующего закона (пункт 3 статьи 25 – для членов ОИК, пункт 3 статьи 27 – для членов УИК). Предложения соответствующей избирательной комиссии по кандидатурам в состав временной избирательной комиссии подаются субъектам права принятия решения о формировании состава избирательных комиссий в порядке, предусмотренном статьями 22–24 и 29 комментируемого Федерального закона. Согласно пункту 9 статьи 3 вышеупомянутого Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ решение суда по делу об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления подлежит немедленному исполнению. На практике встречались случаи, когда такие решения обжаловались в установленном порядке в кассационную инстанцию, в связи с чем дата вступления в силу судебных решений откладывалась на достаточной долгий (по меркам избирательного процесса) срок. Имелись и случаи отмены судебных решений о назначении выборов. Измененная редакция комментируемой нормы позволяет не начинать основных избирательных действий по подготовке и проведению выборов до вступления в силу решения суда. Однако временной интервал между началом исполнения судебного решения и его вступлением в силу необходимо использовать для сбора предложений по составу временной избирательной комиссии (если решением суда на нее возложена обязанность организации выборов).

Срок полномочий временной избирательной комиссии может ограничиваться либо датой завершения избирательной кампании, т.е. днем представления в соответствующий орган отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, либо иным сроком, установленный решением сформировавшей ее комиссии, в том числе с учетом конкретных обстоятельств и особенностей избирательной кампании (например, сроками рассмотрения в судебном порядке заявлений и жалоб участников выборов) или определенным федеральным конституционным законом и основанным на его положениях Указом Президента Российской Федерации.

Состав временной избирательной комиссии подлежит опубликованию в официальном печатном органе ЦИК России – «Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» (в случае, если решение о формировании состава временной избирательной комиссии принимает ЦИК России) и передается для опубликования в СМИ, в частности в «Российскую газету». Состав временной избирательной комиссии, формируемый ИКСРФ, подлежит опубликованию в официальном печатном органе избирательной комиссии (если он учрежден) и передается для официального опубликования в соответствующие, прежде всего региональные государственные средства массовой информации.

Разновидностью временной избирательной комиссии (с особый статусом) является временная избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, которая образуется в соответствии с федеральным конституционным законом об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения соответствующих субъектов Российской Федерации для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти первого созыва нового субъекта Российской Федерации. Соответствующий федеральный конституционный закон предельно лаконично закрепляет правовой статус указанной избирательной комиссии, оставляя полномасштабное его регулирование в соответствующем положении о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти первого созыва нового субъекта Российской Федерации, утверждаемое указом Президента Российской Федерации, и которое, в свою очередь, в том числе и по порядку формирования, организации и деятельности комиссии также должно соответствовать положениям комментируемого Федерального закона.

Так, в Федеральном конституционном законе от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» закреплено лишь положение о том, что выборы в Законодательное Собрание Пермского края первого созыва назначает, организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (часть 8 статьи 6), при этом избирательная кампания начинается со дня официального опубликования решения временной избирательной комиссии о назначении выборов. На этой основе, в соответствии со статьями 22–24 и 29 комментируемого Федерального закона и главы 5 Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2006 года № 402 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва», ЦИК России принимает постановление о формировании Временной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва 1 .

________
1 См.: СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110; 2005. № 27. Ст. 2706; см. также: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 мая 2006 года № 176/1130-4 «О формировании Временной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва», которым указанная Временная избирательная комиссия сформирована в составе 14 членов с правом решающего голоса, и выписку из протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 мая 2006 года № 176-1-4 «О кандидатуре на должность председателя Временной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 4 (195), № 6 (197); см. также: Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» (пункт 4 статьи 11), Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2006 года № 913 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва», постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 сентября 2006 года № 187/1182-4 «О формировании Временной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва» // СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4212; Российская газета. 2006. 25 авг.; Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 9 (200); Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 года № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» (пункт 4 статьи 9) // Российская газета. 2006. 15 июля.