Статья 29. Статус членов комиссий

Статья 29. Статус членов комиссий

 

1. Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:

а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государств;

б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;

в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

д) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций;

е) судьи, прокуроры;

ж) на соответствующих выборах – кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;

з) на соответствующих референдумах – члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;

и) на соответствующих выборах, референдумах – члены комиссий с правом совещательного голоса;

к) на соответствующих выборах – супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;

л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;

м) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), – в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;

н) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

2. Положения подпунктов «ж», «к» и «л» пункта 1 настоящей статьи не распространяются на членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.

3. Под непосредственным подчинением в настоящем Федеральном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, т.е. имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.

4. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.

5. Срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят.

6. Член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:

а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;

б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «н» пункта 1 настоящей статьи.

7. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных подпунктом «к» пункта 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению соответствующей комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.

8. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:

а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государств;

б) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;

в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

г) смерти члена комиссии;

д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;

е) вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.

9. Утратил силу.

10. Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума – в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.

11. Орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 6 и 8 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума – не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4 статьи 21, статьями 22–27 настоящего Федерального закона. В случае невыполнения данного требования нового члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения – избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии поселения – избирательная комиссия муниципального района (если такая комиссия не образована, – территориальная комиссия), иной комиссии – вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.

12. Председатель, заместитель Председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, председатель или секретарь иной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, работают в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе. Председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации должен иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

13. Иные, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи, члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса могут работать в комиссии на постоянной (штатной) основе.

14. Возможность работы на постоянной (штатной) основе иных, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи, членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, членов избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, а также размер и виды денежного содержания членов указанных комиссий с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, иных выплат этим членам комиссии определяются законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

15. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает государственную должность Российской Федерации. Член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса замещают в соответствии с законом, иным нормативным правовымактом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответственно государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность. Указанные лица не могут замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

16. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) лиц, перечисленных в пунктах 12–14 настоящей статьи. Уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, должен быть не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в федеральном органе исполнительной власти; члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, – не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации в законодательном (представительном) либо исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации; члена территориальной комиссии, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, – не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих высшие должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в его территориальном органе; члена избирательной комиссии муниципального образования, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, – не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих муниципальные должности в представительном органе муниципального образования. Размер и виды денежного содержания указанных лиц, а также размер и виды иных выплат указанным лицам определяются соответственно федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иныминормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

16 1 . Лицам, замещавшим государственные должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря или члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, срок полномочий которых истек в связи с прекращением полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в состав которой они входили, и не назначенным членами указанной комиссии нового состава, на период трудоустройства или оформления пенсии (но не более трех месяцев со дня истечения срока полномочий) выплачивается установленное в соответствии с занимаемыми должностями денежное вознаграждение и сохраняются условия медицинского, санаторно-курортного и жилищно-бытового обеспечения (включая членов семей). Указанным лицам, замещавшим государственные должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря или члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, сохраняется непрерывный трудовой стаж при условии,что перерыв между днем истечения срока их полномочий и днем поступления на новое место работы или оформления пенсии не превышает три месяца. Гарантии для членов иных избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, работающих в этих комиссиях на постоянной (штатной) основе, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

17. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

18. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, а член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации – без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

19. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

20. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов – по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

21. Инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования соответственно уровню референдума или в законодательном (представительном) органе более высокого уровня, после официального опубликования решения о назначении референдума вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса.

21 1 . Членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, указанные в подпунктах «а», «в»–«е» пункта 1 настоящей статьи, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.

21 2 . Члены комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные на то соответствующими комиссиями, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

22. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:

а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;

б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;

г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;

д) составлять протоколы об административных правонарушениях.

Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.

23. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:

а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;

б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;

д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;

е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

24. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, или избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании. Полномочия членов иных избирательных комиссий, а также членов комиссий референдума с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению в регистрации списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, – со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.

25. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия.

26. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу.

27. За кандидатами, которые были избраны, а также за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.

 

Комментируемая статья посвящена правовому положению членов избирательных комиссий, комиссий референдума. Комментируемые пункты 1–19 содержат нормы об особенностях статуса членов комиссий с правом решающего голоса, пункты 20–27 – членов с правом совещательного голоса, при этом в пункте 23 дается характеристика некоторых общих для той и другой категории полномочий.

1. Комментируемый пункт устанавливает перечень лиц, которые не могут быть членами комиссий с правом решающего голоса. Целью данных ограничений является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности в деятельности комиссий. Перечень запретов на членство в комиссии в каждой новой редакции комментируемого Федерального закона расширяется. Отчасти это объясняется восполнением пробелов в правовом регулировании (например, и ранее подразумевалось, что лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, а также недееспособные и несовершеннолетние лица не могут быть членами комиссий, однако прямо это закреплено в предыдущей редакции закона), более точными и полными формулировками, а также появлением новых оснований, препятствующих членству в комиссии. К общему запрету членства в избирательных комиссиях для выборных должностных лиц добавлен запрет в отношении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, поскольку они уже не избираются в порядке, предусмотренном избирательным законодательством, а также глав местных администраций, которые могут занимать должность по контракту.

Первая группа ограничений (подпункты «а»–«в» комментируемого пункта) касается лиц, которые не имеют права участвовать в выборах, а, следовательно, и в принятии юридически значимых решений в ходе избирательных кампаний. Это лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, недееспособные, лица, не достигшие 18 лет. В развитие положений пункта 3 1 статьи 4 комментируемого Федерального закона, введенного Федеральным законом от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ 1 , граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий их право на постоянное проживание на территории иностранного государства, указанным Федеральным законом также ограничены в праве быть членами избирательных комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса (с учетом положений пункта 21 1 комментируемой статьи).

Вторая группа ограничений (подпункты «ж»–«к») адресована лицам, которые прямо заинтересованы (например, кандидаты) или могут быть заинтересованы (например, их близкие родственники) в исходе выборов, и поэтому не могут быть их организаторами. Кроме названных – это также доверенные лица и уполномоченные представители кандидатов и избирательных объединений, члены и представители инициативной группы по проведению референдума, члены комиссии с правом совещательного голоса. Все названные ограничения действуют только в рамках одной и той же избирательной кампании или кампаний референдума. Согласно статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), братья и сестры 2 .

Целью третьего вида ограничений является воспрепятствование возможности давления на избирательную комиссию со стороны представителей власти (подпункты «г» и «д») или других лиц (подпункт «л») в интересах тех или иных кандидатов.

______________
1 СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3427.
2 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2000. № 2. Ст. 153.

Особую категорию составляют лица, имеющие компрометирующую правовую характеристику по тем или иным решениям суда. К таким относятся предусмотренные подпунктом «м» лица, выведенные из состава комиссии по решению суда из-за систематического неисполнения ими своих обязанностей (см. также подпункт «д» пункта 8 статьи 29), и лица, утратившие полномочия членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (см. статью 31). Новеллой является установление справедливого исключения для членов расформированной комиссии, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения. Они могут вновь стать членами избирательных комиссий, в том числе и той, которая образуется взамен расформированной. Кроме того, закон установил и срок давности на запрет членства в избирательных комиссиях в течение пяти лет со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. К этой же категории относятся и предусмотренные подпунктом «н» лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах в течение одного года со дня вступления в силу постановления о назначении наказания.

Комментируемый Федеральный закон исключает возможность быть членами комиссии с правом решающего голоса лицам, имеющим неснятую и непогашенную судимость за любое преступление, предусмотренное УК РФ. Понятие «судимость», а также условия ее снятия или погашения указаны в статье 86 УК РФ. Перечень видов наказаний за нарушения законодательства о выборах и референдумах закреплен в главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Особенной части КоАП РФ и в настоящее время содержится в статьях 5.1–5.25, 5.45–5.52, 5.56, всего 33 состава административных правонарушений в области законодательства о выборах и референдумах. Следует учитывать, что в случае внесения в указанную главу дополнений, обеспечивающих мерами административного принуждения те или иные положения законодательства о выборах и референдумах, соответствующие статьи КоАП РФ будут содержаться в конце данной главы. Во всех названных случаях федеральный законодатель исходит из необходимости обеспечения не только профессионального, но и морального авторитета членов комиссии и доверия к ним со стороны избирателей. Наконец, не могут быть членами комиссий лица, которые в силу своих должностных обязанностей сами осуществляют контроль и надзор за законностью в деятельности комиссии (судьи и прокуроры – подпункт «е»).

Необходимо иметь в виду, что ряд названных в комментируемом пункте ограничений носит абсолютный характер, всегда исключающий возможность членства в комиссии, например, для не граждан Российской Федерации (иностранных граждан, лиц без гражданства), граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства (так называемые лица с двойным гражданством) либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий их право на постоянное проживание на территории иностранного государства, несовершеннолетних, депутатов, выборных лиц, судей, прокуроров, лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость. Другая группа ограничений носит относительный характер, действует только в рамках соответствующих выборов или референдумов и связана с определенными отношениями между участниками одной и той же избирательной кампании. Например, доверенное лицо кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть членом комиссии на территории избирательного округа, но может быть членом ИКМО городского поселения, не участвующей в данных выборах.

2. Избежать ненужных ограничений при формировании самой большой по численности группы комиссий помогает правило, закрепленное в комментируемом пункте. Так, на одних и тех же выборах, кандидаты и другие лица, перечисленные в подпункте «ж» пункта 1 комментируемой статьи, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов могут быть членами УИК, ТИК и ОИК, если сам кандидат выдвинут или зарегистрирован по избирательному округу, территория которого не пересекается с территорией, подведомственной указанным комиссиям. При этом следует учитывать, что если при проведении выборов в представительный орган по смешанной избирательной системе (по единому (пропорциональному) и мажоритарным избирательны округам) кандидат выдвинут в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, положения комментируемого пункта на него не распространяются.

3. Комментируемый пункт разъясняет содержание запрета, предусмотренного подпунктом «л» пункта 1 комментируемой статьи. Федеральный законодатель определил два вида властно-распорядительных полномочий руководителя в отношении подчиненного: право приема на работу и увольнения, а также право давать обязательные для исполнения распоряжения, применять меры поощрения, взыскания. Наличие каждого из этих видов полномочий достаточно для того, чтобы признать факт наличия непосредственного подчинения между кандидатом и членом комиссии. На практике для точной правовой оценки возможного отношения подчинения необходимо изучить конкретные правовые акты (положения об органах, должностные инструкции), определяющие соответствующие полномочия руководящих лиц.

4. Содержащееся в комментируемом пункте ограничение объясняется тем, что между избирательными комиссиями, которые проводят одни и те же выборы, складываются отношения выше- и нижестоящих органов, причем вышестоящие комиссии осуществляют контроль за деятельностью нижестоящих, за законностью издаваемых ими актов, имеют право отмены этих актов. Членство одного и того же лица в комиссиях разного уровня при осуществлении различных полномочий будет препятствовать формированию объективного подхода к принятию решения при голосовании. Следует иметь в виду, что при совмещении различных выборов с возложением полномочий одних комиссий на другие (пункт 9 статьи 20 комментируемого Федерального закона) положения комментируемого пункта не препятствуют члену комиссии, которая совмещает полномочия различных комиссий по различным выборам, исполнять полномочия в связи с подготовкой и проведением различных выборов. Однако если в результате совмещения полномочий комиссий гражданин становится членом комиссий, одна из которых становится вышестоящей по отношению к другой (например, ОИК по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и одновременно ИКМО, на которую возложены полномочия ТИК), орган, его назначивший, должен освободить его от обязанностей в одной из комиссий. При проведении разных выборов, даже совпадающих по времени, данное ограничение не действует, если выборы проводятся на разных, а также частично или полностью совпадающих территориях, но при отсутствии совмещения полномочий комиссий. При этом, например, член ИКМО при выборах главы муниципального образования может быть одновременно членом ОИК на дополнительных выборах депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Существует несколько вариантов окончания срока полномочий члена комиссии с правом решающего голоса одновременно с окончанием полномочий самой комиссии как коллегиального органа: а) истечение срока полномочий комиссии, указанного в соответствующем законе (например, 4 года для ИКСРФ, ТИК); б) окон­чание избирательной кампании, кампании референдума, для проведения которой был продлен срок полномочий соответствующей комиссии; в) через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов (для членов ОИК); г) через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума (для членов участковых комиссий); д) день вступления в законную силу окончательного решения вышестоящей комиссии или суда по жалобе протесту на действия ОИК или участковой комиссии; е) день вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии.

6. Комментируемый Федеральный закон предусмотрел случаи прекращения полномочий члена комиссии с правом решающего голоса ранее истечения полномочий самой комиссии. Соответствующее решение принимает орган, назначивший данного члена комиссии, т.е. Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума в отношении члена ЦИК России, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении члена ИКСРФ, в свою очередь ИКСРФ в отношении члена ОИК, ТИК, представительный орган местного самоуправления в отношении члена соответствующей комиссии, другие комиссии – в отношении членов нижестоящих комиссий, которые они непосредственно формировали. Основанием для принятия такого решения может быть:

а) личное заявление члена комиссии в письменной форме, причем мотивы такого заявления законом не оговариваются. Для предотвращения возможности умышленной дезорганизации работы избирательной комиссии вследствие одновременной подачи заявлений о сложении полномочий несколькими или всеми ее членами (а такие «технологии» на практике имели место), федеральный законодатель установил запрет на подачу таких заявлений в последние десять дней до дня голосования и до дня установления итогов голосования или результатов выборов. Исключением является ограниченный круг уважительных причин: тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья члена комиссии или его близких родственников. Нарушение установленного срока может расцениваться как воспрепятствование свободному осуществлению гражданами их избирательных прав (статья 141 УК РФ);

б) все основания, предусмотренные в пункте 1 комментируемой статьи, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «а» (отсутствие гражданства Российской Федерации), «б» (недееспособность гражданина), «н» (неснятая или непогашенная судимость или административное взыскание). В названных случаях порядок досрочного прекращения полномочий предусмотрен пунктом 8 комментируемой статьи. Подача заявления членом комиссии с правом решающего голоса в данном случае не требуется, так как комментируемый Федеральный закон возлагает обеспечение соблюдения требований пункта 1 комментируемой статьи на органы, назначающие членов комиссий. Положение комментируемого пункта не распространяется на членов избирательных комиссий, работающих на постоянной (штатной) основе в случае, указанном в пункте 7 комментируемой статьи.

7. Целью установления особого порядка приостановления полномочий членов комиссий, работающих на постоянной (штатной) основе, является сохранение стабильного состава комиссии, и прежде всего, профессионально подготовленных кадров руководителей комиссии – председателя, заместителя председателя, секретаря. Подчеркнем, что норма о приостановлении полномочий применяется только к работающим на штатной основе членам комиссии и только по одному основанию, предусмотренному подпунктом «к» пункта 1 комментируемой статьи. Если супруг или близкий родственник или близкий родственник супруга такого члена комиссии выдвигается в качестве кандидата, то член комиссии не может оставаться в составе комиссии в данной избирательной кампании, при этом каких-либо законодательных препятствий для осуществления его полномочий в других избирательных кампаниях не усматривается, в связи с чем федеральныйзаконодатель счел возможным применить институт не прекращения, а приостановления членства в комиссии. Существует еще одно условие применения данной нормы: приостановление полномочий возможно лишь в случае, когда это не приведет к уменьшению количественного состава комиссии до неправомочного. В таком случае орган, назначивший члена комиссии, досрочно освобождает его от обязанностей в порядке, предусмотренном пунктом 6 комментируемой статьи, и назначает другого члена комиссии. Комментируемый Федеральный закон установил, что решение о приостановлении полномочий принимается самой комиссией, при этом, однако, четко и точно не определил срока этого приостановления. По общему правилу, полномочия должны быть приостановлены до окончания данной избирательной кампании, однако не исключены и другие варианты, например, в случае добровольного снятия своей кандидатуры кандидатом – родственником до дня голосования приостановленные полномочия члена комиссии могут быть восстановлены.

8. В комментируемом пункте перечислены основания незамедлительного прекращения полномочий члена комиссии с правом решающего голоса, а именно: 1) утрата гражданства Российской Федерации; 2) приобретение гражданином Российской Федерации гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государств; 3) смерть; 4) вступление в законную силу решения суда по основаниям, названным в подпунктах «б», «в» и «д». Следует иметь в виду, что основанием прекращения полномочий члена комиссии является приговор по любой из статей УК РФ, а административное наказание – только по статьям КоАП РФ, предусматривающим ответственность за нарушение избирательного законодательства. Основанием для обращения комиссии в суд может быть систематическая неявка члена комиссии на заседания комиссии, неисполнение данных ему поручений. Решение об обращении в суд должно быть принято коллегиально большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии. Очевидно, что при вынесении соответствующего решения суд должен не только признать члена комиссии систематически не выполняющим свои полномочия, но и прекратить эти полномочия. Сопоставление содержания подпункта «м» пункта 1 и подпункта «д» пункта 8 о том, что полномочия члена комиссии прекращаются немедленно в связи с признанием члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим свои обязанности, дает основание для такого вывода. Поскольку комментируемый Федеральный закон говорит о немедленном прекращении полномочий члена комиссии по указанным в комментируемом пункте основаниям, то в этих условиях орган, в свое время принявший решение о назначении выбывшего члена комиссии, не должен принимать решение о прекращении полномочий указанного члена комиссии. С момента наступления вышеуказанных юридических фактов возможно начало процедуры назначения нового члена комиссии, а бывший член комиссии уже не вправе осуществлять полномочия. Комментируемый пункт дополнен подпунктом «е» (бывший пункт 9 комментируемой статьи) и предусматривает еще одно основание досрочного прекращения членства в комиссии с правом решающего голоса: вступление в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии (см. комментарий к статье 31). В данном случае со дня вступления в силу судебного решения полномочия члена комиссии прекращаются без дополнительного решения органа, ранее принимавшего решение о его назначении.

10. Комментируемый пункт содержит норму, гарантирующую обязательность принятия решения о прекращении полномочий члена комиссии при появлении перечисленных в комментируемой статье обстоятельств. Даже если орган, ранее назначивший этого члена комиссии, не принял в установленный законом срок решения о прекращении его полномочий, такое решение обязана принять сама комиссия. Тем самым обеспечивается правомочность ее состава и законность порядка ее формирования. Заметим, что нарушение порядка формирования комиссии является одним из оснований для обжалования действий комиссии и отмены ее решений вплоть до отмены итогов голосования или результатов выборов судом 1 .

11. Порядок назначения нового члена комиссии взамен выбывшего досрочно полностью соответствует общим условиям и особенностям формирования избирательных комиссий, закрепленным в статьях 21–27 комментируемого Федерального закона (за единственным исключением). При предельном сроке такого назначения в один месяц и тем более десятидневном сроке в период избирательной кампании, кампании референдума не может быть соблюдена норма пункта 8 статьи 22 о не менее чем месячном сроке для подачи предложений в состав комиссии с постоянным сроком деятельности. Возникает своего рода конкуренция сроков, однако уяснение целевого назначения гарантий, закрепленных в пункте 8 статьи 22 и в комментируемом пункте, позволяет сделать следующий вывод: по смыслу комментируемого Федерального закона месячный срок для подачи предложений о кандидатурах членов комиссий является гарантией соблюдения прав всех организаций и, прежде всего, политических партий, а также избирателей по представительству в комиссиях, организующих выборы, референдум, при формировании этих органов. В случае же, предусмотренном в пункте, речь идет не о полном формировании комиссии, а о замещении вакантного места, и в данном случае месячный срок назначения члена комиссии взамен выбывшего является гарантией обеспечения деятельности комиссии в полном составе. При этом следует иметь в виду, что права парламентских политических партий в части участия в формировании ИКСРФ обеспечиваются также положениями пункта 3 1 статьи 22 комментируемого Федерального закона. Очевидно, что процедура подачи предложения по кандидатуре и процедура принятия решения о назначении члена комиссии должна «уместиться» в один и тот же временной интервал – один месяц, а в период избирательной кампании, кампании референдума – десять дней. На практике при новых правилах назначения членов большинства комиссий вышестоящими комиссиями соблюдение этих сроков не вызывает затруднений. Текст комментируемого пункта расширен в новой редакции комментируемого Федерального закона за счет прямого указания на обязанность вышестоящей комиссии в случае неназначения в установленный срок нового члена комиссии нижестоящей комиссией назначить его. Эта норма является дополнительной гарантией обеспечения стабильности и законности деятельности системы избирательных комиссий даже в случаях неисполнения другими органами возложенных на них обязанностей по формированию комиссий.

_________________
1 Пример исчисления сроков: в период избирательной кампании заявление о сложении полномочий, например, члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации поступило в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации 1 февраля 2007 года. В течение 10 дней, т.е. до 10 февраля 2007 года включительно, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принял решение о досрочном прекращении полномочий указанного члена комиссии. В связи с этим обстоятельством решение о прекращении его полномочий принимается ИКСРФ в период с 11 по 13 февраля 2007 года.

12. Комментируемый Федеральный закон установил обязательность работы на постоянной (штатной) основе всех руководителей ЦИК России, ИКСРФ (председателя, заместителя председателя, секретаря). Ранее для ИКСРФ эта норма касалась только председателя комиссии. Если ТИК, ИКМО наделена правами юридического лица, то ее председатель или секретарь в обязательном порядке работает в ней на постоянной (штатной) основе. Все члены ЦИК России, а также председатели ИКСРФ должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. В условиях усложнения избирательного законодательства данные требования выражают тенденцию к профессионализации деятельности избирательных комиссий и являются одной из гарантий компетентности и законности в деятельности комиссий. Должности Председателя ЦИК России, заместителя Председателя и секретаря ЦИК России внесены в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» 1 .

13. Реализация права члена ЦИК России работать в комиссии на постоянной основе зависит от его желания. При подаче соответствующего заявления он принимается на работу и включается в штатное расписание. Норма, содержащаяся в комментируемом пункте, является прямым основанием для принятия такого решения. Должность члена ЦИК России, замещающего должность на постоянной основе, также включена в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32.

_____________
1 Российская газета. 1995. 17 янв.

14. Возможность работы на штатной основе членов других комиссий зависит от того, как этот вопрос решен в законодательстве субъектов Российской Федерации, а именно: наделены ли комиссии правами юридического лица (если комментируемым Федеральным законом это прямо не предусмотрено), предусмотрены ли в соответствующем бюджете средства для обеспечения деятельности комиссии. Правовым основанием решения о зачислении в штат члена комиссии, кроме его заявления, могут быть различные правовые акты: законы, уставы, иные нормативные акты. Очевидно, что работать в комиссии на постоянной (штатной) основе член комиссии с правом решающего голоса может только в случае, если сама комиссия работает на постоянной основе и является юридическим лицом. К таким комиссиям относятся ЦИК России и ИКСРФ (пункт 2 статьи 21, пункт 2 статьи 23 комментируемого Федерального закона), ТИК – в случае, если им придан статус юридического лица (пункт 4 статьи 26), ИКМО в случае, если им придан статус юридического лица (пункт 3 статьи 24). Особый статус избирательных комиссий, включая ЦИК России, в системе государственных (муниципальных) органов предусматривает возможность исполнения обязанностей члена комиссии с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе. Однако и в этом случае член комиссии наделен всеми правами и несет обязанности по подготовке и проведению выборов и референдумов, установленные законом, наравне с членами этой же комиссии, замещающими должность на постоянной (штатной) основе. Особенности правового положения члена комиссии с правом решающего голоса, работающего в комиссии на постоянной (штатной) основе, связаны с его статусом как лица, замещающего государственную (муниципальную) должность, а также вопросами материального и социального обеспечения (пункты 15 и 16 комментируемой статьи).

15. Члены комиссий, работающие на постоянной (штатной) основе, занимают в зависимости от уровня комиссии государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности. Они не являются государственными или муниципальными служащими; указанные должности включаются в соответствующие перечни и реестры. Так, должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря, члена ЦИК России, замещающего должность на постоянной основе, как указывалось в комментариях к пунктам 12 и 13, включены в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. Должности председателя, заместителя, секретаря ИКСРФ должны быть включены в соответствующий перечень или реестр государственных должностей субъекта Российской Федерации. Если законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления решен вопрос о возможности работы на штатной основе членов других комиссий, их должности также вносятся в соответствующие реестры государственных или муниципальных должностей. На членов комиссий, работающих на постоянной (штатной) основе, распространяется запрет на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской и различных видов творческой.

16. Комментируемый пункт установил обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по материальному и социальному обеспечению членов комиссий, работающих на постоянной (штатной) основе. Соответствующий бюджет должен предусмотреть средства на их материальное, а также социальное обеспечение, в том числе медицинское, жилищно-бытовое и прочее. Кроме денежного содержания, члены комиссий могут получать и иные выплаты, размер и виды которых устанавливаются законами и иными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Впервые на уровне федерального закона закреплен принцип, в соответствии с которым определяется уровень материального и социального обеспечения членов избирательных комиссий, работающих на постоянной (штатной) основе: он приравнивается к оплате лиц, занимающих соответствующие государственные должности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, высшие должности государственной гражданской службы или муниципальные должности. При достаточности нормативного регулирования задача состоит только в полной и правильной реализации этой нормы органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

16 1 . Новый комментируемый пункт непосредственно устанавливает социальные и трудовые гарантии для руководителей и членов ЦИК России после прекращения их работы на постоянной (штатной) основе по истечении срока полномочий комиссии. Они касаются сохранения непрерывного трудового стажа, денежных выплат и некоторых мер социальной защиты на срок не более трех месяцев. Аналогичные гарантии для членов иных избирательных комиссий, работающих на постоянной (штатной) основе, должны устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.

17. Комментируемый пункт установил порядок оплаты труда членов комиссий, освобожденных от работы на период подготовки и проведения выборов. Работодатель обязан по представлению комиссии издать соответствующий приказ, сохранив за ним место работы (должность). В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации за работником не сохраняется средний заработок по месту основной работы, но выплачивается компенсация. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются организующей выборы, референдум комиссией за счет бюджетных средств, выделенных для проведения выборов, референдума. Так, при проведении федеральных выборов члену комиссии с правом решающего голоса, освобожденному от основной работы на период подготовки и проведения выборов, размер компенсации будет установлен ЦИК России исходя из объема средств, выделенных на указанные выборы в федеральном бюджете, предположительно в размере не ниже среднемесячной заработной платы в конкретном субъекте Российской Федерации. Размер компенсации члену комиссии с правом решающего голоса, освобожденному от основной работы на период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления будет устанавливаться комиссией, организующей соответствующие выборы, в пределах выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) средств на проведение указанных выборов. Соответственно в бюджетах должны быть предусмотрены средства для покрытия расходов на компенсации. То же относится и к дополнительной оплате труда членов комиссий с правом решающего голоса за работу во время избирательной кампании, кампании референдума. Комментируемый пункт содержит порядок освобождения члена комиссии, не работающего в комиссии на постоянной (штатной) основе от основной работы для участия в подготовке и проведении выборов. Для такого освобождения требуется представление (решение) комиссии. Срок, на который производится освобождение от основной работы, может быть менее периода избирательной кампании, и менее срока полномочий комиссии. Дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума комментируемым Федеральным законом предусмотрена для любого члена комиссии, как работающего в ней на постоянной (штатной) основе, так и не работающего на такой основе, как освобожденного от основной работы на период подготовки выборов, референдума, так и не освобожденного.

18. Для более полного обеспечения независимости членов комиссии с правом решающего голоса установлены гарантии их неприкосновенности при привлечении к уголовной ответственности, а также при наложении административных взысканий в судебном порядке. Член любой комиссии на территории субъекта Российской Федерации не может быть привлечен к ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, а председатель ИКСРФ и член ЦИК России – без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Если по ранее действовавшему законодательству указанный порядок применялся лишь во время избирательной кампании, кампании референдума, то теперь данная норма защищает членов комиссий в течение всего срока их полномочий. Дополнительной гарантией является также и то, что согласие на привлечение к ответственности председателя ИКСРФ дает не прокурор субъекта Российской Федерации, а Генеральный прокурор Российской Федерации. Аналогичная норма предусмотрена в статьях 447 и 448 УПК РФ.

19. Оставлена без изменений предыдущая редакция комментируемого пункта, значительно усилившая защиту трудовых прав членов комиссий. Теперь не только члены комиссии с правом решающего голоса в течение всего срока своих полномочий, но и члены комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть по уволены инициативе работодателя (т.е. по основаниям, предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации) или переведены на другую работу без их согласия. Исключением, пожалуй, может быть только увольнение по причине ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем – физическим лицом.

20. Комментируемый пункт устанавливает, с какого срока, кто и в состав каких комиссий может назначить члена комиссии с совещательным голосом. Это право возникает со дня представления документов для регистрации у следующих участников избирательного процесса: кандидатов, избирательных объединений (политических партий, их региональных отделений, иных общественных объединений – на выборах органов местного самоуправления), выдвинувших списки кандидатов. Каждый из этих участников может назначить по одному члену с правом совещательного голоса в состав регистрирующей кандидата или список кандидатов комиссии, а также во все нижестоящие комиссии. Срок полномочий таких членов прекращается, если в регистрации будет отказано. Дополнительные права по участию в работе комиссий после принятия решения о регистрации кандидата получает избирательное объединение, выдвинувшее этого кандидата. Оно может назначить члена комиссии с правом совещательного голоса также и в вышестоящую комиссию, тогда как сам кандидат такого права не имеет. Так, политическая партия, выдвинувшая зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по одномандатным избирательным округам, вправе назначить члена комиссии с совещательным голосом не только в окружные избирательные комиссии и все нижестоящие избирательные комиссии, но и в ИКСРФ.

21. Правила, аналогичные закрепленным в пункте 20 комментируемой статьи, установлены и в отношении членов комиссии референдума с правом совещательного голоса. Возможность их назначения возникает после официального опубликования решения о назначении референдума. Субъектами назначения являются инициативная группа, а также избирательные объединения. На последних данное правило распространяется в случае, если выдвинутые ими списки кандидатов были допущены к распределению мандатов на ближайших к дате референдума выборах, проводившихся по пропорциональной системе в представительные органы соответственно уровню референдума. Члены комиссии с правом совещательного голоса могут быть назначены в организующую референдум и все нижестоящие комиссии референдума.

21 1 . Этот новый пункт комментируемой статьи содержит расширенный и уточненный перечень запретов на членство в избирательных комиссиях с правом совещательного голоса. Хотя ограничений меньше, чем в отношении членов с правом решающего голоса, они следуют той же логике. Лица, не имеющие права участвовать в выборах, не могут быть членами избирательных комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса (не граждане Российской Федерации, недееспособные, несовершеннолетние). С учетом изменений, внесенных в подпункт «а» пункта 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ 1 , граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий их право на постоянное проживание на территории иностранного государства, указанным Федеральным законом также ограничены в праве быть членами с правом совещательного голоса.

Для обеспечения независимости избирательных комиссий от возможного административного давления в их состав не могут входить даже с правом совещательного голоса члены Совета Федерации, депутаты, выборные должностные лица, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, замещающие командные должности в воинских частях, организациях и учреждениях, работники аппаратов комиссий. Кроме того, членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть судьи и прокуроры, а также доверенные лица кандидатов и избирательных объединений. Последнее ограничение объясняется тем, что доверенные лица, осуществляющие агитационную деятельность в пользу кандидата или избирательного объединения, будучи одновременно членами избирательных комиссий с правом даже совещательного голоса, получили бы весьма широкие полномочия по работе в комиссии, не соответствующие статусу и назначению доверенного лица.

____________
1 СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3427.

21 2 . Комментируемый рункт нормативно закрепил право членов избирательных комиссий всех уровней и комиссий референдума на составление протоколов об административных правонарушениях. В соответствии с пунктом 5 статьи 28.3 КоАП РФ комиссии возлагают на своих членов с правом решающего голоса полномочия по составлению таких протоколов. Практика возбуждения дел об административных нарушениях избирательного законодательства постепенно расширяется, хотя профессионализм членов комиссий в осуществлении данного полномочия значительно уступает уровню правоприменения других норм избирательного законодательства. Очевидно, что требуются особые усилия всех избирательных комиссий по специальной подготовке и обучению своих членов эффективной реализации данного полномочия.

22. Этим пунктом комментируемый Федеральный закон установил равенство прав членов комиссии как с решающим, так и с совещательным голосом (с некоторыми изъятиями, связанными со статусом последних) по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума. Так, они не осуществляют действий, которые непосредственно связаны с проведением голосования и подсчетом голосов, а именно: не вправе выдавать избирателям бюллетени и открепительные удостоверения, удостоверять своей подписью подлинность бюллетеня, вести подсчет голосов, составлять официальные протоколы об итогах голосования. Участвуя в обсуждении любого вопроса, относящегося к компетенции комиссии, члены комиссии с правом совещательного голоса не участвуют в голосовании, т.е. в принятии решений. Следует подчеркнуть, что установленную законом ответственность (государственно-правовую, административную, уголовную) за нарушение порядка осуществления перечисленных и иных полномочий несут только члены комиссии с правом решающего голоса. Федеральный законодатель усилил гарантии прав членов комиссии с совещательным голосом, в частности, запретил отказывать им в присутствии при совершении комиссией всех перечисленных в комментируемом пункте действий (к сожалению, подобные отказы встречались в практике комиссий).

23. Комментируемый пункт закрепляет две группы полномочий членов комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса: полномочия, гарантирующие полноту их прав по участию в заседаниях комиссии, и полномочия, гарантирующие их права на получение информации о работе комиссии. Заметим, что это далеко не полный перечень прав членов комиссий, которые они реализуют в соответствии с компетенцией комиссии того или иного уровня. Так, члены комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса могут участвовать в рассмотрении заявлений (жалоб) избирателей (участников референдума), мониторинге агитационных материалов в СМИ, присутствовать при голосовании избирателей (участников референдума), не имеющих возможности прибыть в помещение для голосования, вне этого помещения и т.д. Сроки заблаговременного извещения о заседании комиссии обычно устанавливаются в соответствующих регламентах комиссий. Так, в соответствии со статьей 35 Регламента ЦИК России члены комиссии извещаются о заседании, как правило, не позднее чем за семь дней, а проекты постановлений и другие необходимые материалы предоставляются им за три дня, а в исключительных случаях – не позднее чем за день до начала заседания. Данные сроки позволяют члену комиссии заблаговременно ознакомиться со всеми материалами предстоящего заседания.

Член комиссии имеет право выступать на заседаниях, задавать вопросы и получать ответы по существу в соответствии с повесткой дня заседания. Особо следует отметить право членов комиссии независимо от их статуса вносить предложения по вопросам компетенции комиссии и требовать проведения голосования по ним. Так, любой член комиссии может вносить предложения в план работы комиссии и тем самым определять направления ее деятельности на ближайший год или полугодие, предлагать проведение различных мероприятий, например, изучение опыта работы комиссий на местах, участие в наблюдении за выборами, референдумом. Члену комиссии гарантировано право получения любой информации в письменном или машиночитаемом виде по вопросам, относящимся к выборам, референдуму. Так, он вправе знакомиться с содержанием документов и материалов, получать их заверенные копии (копии не снимаются с бюллетеней, открепительных удостоверений, а также документов, содержащих конфиденциальную информацию, например, персональные данные граждан в списках избирателей, подписных листах 1 ). Заверение копий документов производится в соответствии с пунктом 12 статьи 30 комментируемого Федерального закона. Заметим, что право на получение информации и копий документов является безусловным правом членов избирательных комиссий. К сожалению, на практике избирательные комиссии иногда препятствуют членам с совещательным голосом в получении предусмотренных законом документов под предлогом занятости, отсутствия множительной техники и т.п. Между тем при понимании необходимости участия представителей общественности в работе избирательных комиссий и правильной организации этой работы конфликтов подобного рода не возникает. Законные права членов комиссий с правом совещательного голоса защищаются и судебной практикой. Например, и областной суд Волгоградской области и Верховный Суд Российской Федерации признали незаконным и нарушающим права члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса действия председателя этой комиссии, который отказал ему в выдаче копий документов, имевшихся в избирательной комиссии (копий жалоб и ответов на них, копий страниц регистрационного журнала и др.) 2 . Во время проведения подсчета голосов член комиссии имеет право получить информацию в полном объеме по всем параметрам подсчета, при этом, однако, если у члена комиссии с правом решающего голоса есть возможность самому участвовать в подсчете голосов, сортировке бюллетеней, то у члена с совещательным голосом – только возможность визуально удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей (участников референдума), сортировки бюллетеней и т.д. Важной гарантией обеспечения прав членов комиссии является возможность обжалования членом комиссии действий (бездействия) этой комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.

_____________
1 См.: утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 Перечень сведений конфиденциального характера (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 2005 года № 1111), которым, в частности, к сведениям конфиденциального характера отнесены сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127; 2005. № 39. Ст. 3925.
2 См.: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2004 года по делу № 16 ГО4-2 // Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2004. М., 2005. С. 14–16.

24. Сроки полномочий членов комиссий с правом совещательного голоса зависят от двух обстоятельств: от статуса комиссии и статуса назначившего его субъекта. В комиссиях, не работающих на постоянной основе, например, участковой, срок полномочий членов комиссии с совещательным голосом заканчивается одновременно со сроком полномочий самой комиссии. Срок полномочий члена с совещательным голосом в комиссиях, действующих на постоянной основе, зависит от статуса назначившего его кандидата или избирательного объединения в избирательном процессе. Если кандидату, списку кандидатов отказано в регистрации, регистрация кандидата, списка кандидатов отменена (аннулирована), полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса заканчиваются в день принятия соответствующего решения. Если кандидат не избран, список кандидатов не допущен к распределению депутатских мандатов, полномочия указанного члена комиссии заканчиваются в день окончания соответствующей избирательной кампании, т.е. в день представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением (см. комментарий к подпункту 20 статьи 2). Если кандидат избран, список кандидатов допущен к распределению депутатских мандатов, срок полномочий члена комиссии с правом совещательного голоса продолжается до окончания регистрации кандидатов, списка кандидатов на следующих соответствующих выборах. Таким образом, например, член ИКМО с правом совещательного голоса, назначенный избранным главой муниципального образования, сохранит свои полномочия до окончания регистрации кандидатов на эту же должность на следующих выборах.

25. В этом пункте сохранен сформулированный в предыдущих редакциях комментируемого Федерального закона принцип полноправности членов комиссии с правом совещательного голоса в объеме компетенции той комиссии, в которую они были назначены, вне зависимости от вида выборов, в которых участвовал назначивший их субъект. Так, член комиссии с правом совещательного голоса, назначенный в состав ТИК политической партией, чей список кандидатов был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственную Думу, имеет те же права, что и член комиссии, назначенный депутатом представительного органа местного самоуправления (при условии, что на ТИК возложены полномочия ИКМО).

26. В отличие от члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, который не может быть отозван по инициативе назначившего его органа, член комиссии с правом совещательного органа зависит от воли назначившего его кандидата или избирательного объединения, которые в любой момент могут прекратить его и передать их другому лицу.

27. В комментируемом пункте содержится норма о гарантиях сохранения права назначить члена комиссии с правом совещательного голоса за избранными депутатами, выборными должностными лицами, избирательными объединениями, чьи списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов, не только в любой момент избирательной кампании, но и в течение всего срока их полномочий. Кроме того, избранные лица и органы, назначившие членов комиссии с правом совещательного голоса, в любой момент могут прекратить их полномочия и назначить других лиц вместо выбывших.