Статья 30. Гласность в деятельности комиссий

Статья 30. Гласность в деятельности комиссий

 

1. На всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

2. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом.

3. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

4. При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.

5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованных в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям.

6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

8. Документ, указанный в пункте 7 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую комиссию в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную или иную комиссию – в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках, участках референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных настоящим Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.

9. Наблюдатели вправе:

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

б 1 ) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;

з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.

10. Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

11. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:

а) присутствовать на заседаниях комиссий;

б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;

в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото– и видеосъемку.

12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.

13. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, комиссий, организующих выборы, референдум, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральным законом.

 

1. Принцип гласности в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума вытекает из положений Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 24 и часть 4 статьи 29), согласно которым каждый гражданин имеет право свободно получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 комментируемого Федерального закона принцип гласности в деятельности комиссий по подготовке и проведению выборов, референдума относится к принципам проведения в Российской Федерации выборов и референдумов. Указанный принцип создает возможность для граждан, кандидатов, избирательных объединений, других участников избирательной кампании, кампании референдума вести общественный контроль за ходом подготовки и проведения выборов, референдума, деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе при подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума. Гарантии соблюдения принципа открытости и гласности, общественного контроля за организацией и проведением выборов содержатся как в комментируемом Федеральном законе, так и в иных законах о выборах и референдумах в Российской Федерации. Комментируемый пункт гарантирует возможность присутствия на заседаниях комиссий:

а) представителей комиссий, на которых законом возложена обязанность по контролю за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме (вышестоящих комиссий), при этом присутствовать вправе члены вышестоящей комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, а также работники аппаратов этих комиссий;

б) лиц, интересы которых напрямую могут быть затронуты на заседаниях комиссий, – зарегистрированных кандидатов (или их официальных представителей), уполномоченных представителей избирательных объединений, уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума. Так, в пункте 4 статьи 20 комментируемого Федерального закона указано, что если обращение, поступившее в комиссию, указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения. Комментируемая норма гарантирует присутствие на одном заседании комиссии одного лица, представляющего интересы каждого из участников избирательного процесса: зарегистрированного кандидата, выдвинутого непосредственно; избирательного объединения;

в) представителей СМИ, т.е. лиц, имеющих редакционные удостоверения или иные документы, удостоверяющие их полномочия представителей организаций, осуществляющих выпуск СМИ (подпункт 52 статьи 2 комментируемого Федерального закона).

Кроме того, пунктом 12 статьи 75 комментируемого Федерального закона установлено, что при рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, на заседание комиссии приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб (заявлений), лица, действия (бездействие) которых обсуждаются).

Комментируемый пункт не указывает на право всех членов самой комиссии, заседание которой проводится, присутствовать на заседаниях и при осуществлении иных указанных действий, однако такое право с очевидностью вытекает из положений подпунктах «а» и «б» пункта 23 статьи 29 комментируемого Федерального закона, а также положения пункта 10 статьи 28 комментируемого Федерального закона, устанавливающего обязанность члена комиссии с правом решающего голоса присутствовать на заседаниях комиссии. При этом следует отметить, что представлять в комиссии интересы кандидата с момента представления документов для регистрации (пункт 20 статьи 29 комментируемого Федерального закона) может назначенный им член комиссии с правом совещательного голоса. Указанные в комментируемом пункте действия УИК, ТИК по работе со списками избирателей (участников референдума), с бюллетенями, в том числе при подсчете голосов избирателей (участников референдума), открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования — это действия, предусмотренные статьями 62–66, 68 и 69 комментируемого Федерального закона.

Таким образом, в целях обеспечения общественного контроля лицам, указанным в комментируемом пункте, предоставляется возможность присутствовать при осуществлении участковыми и территориальными комиссиями ряда наиболее важных организационно-технических работ и процедур, которые проводятся вне рамок заседаний комиссий, в том числе не в день голосования. Например, лица, указанные в комментируемом пункте, могут наблюдать за соблюдением порядка получения бюллетеней территориальными и участковыми комиссиями, правил заверения бюллетеней членами участковых комиссий, а также процедуры выдачи открепительных удостоверений и процедуры оформления протоколов об итогах голосования. В случае выбытия некоторых кандидатов (списка кандидатов) они также вправе наблюдать за действиями членов участковых комиссий по вычеркиванию в бюллетенях данных о соответствующих кандидатах (списках кандидатов).

Лица, указанные в комментируемом пункте, желающие присутствовать на заседаниях комиссии, при осуществлении комиссией указанных действий, вправе предъявить для подтверждения своих полномочий помимо документа, удостоверяющего личность: зарегистрированный кандидат – удостоверение о регистрации; доверенное лицо – удостоверение, полученное в избирательной комиссии; уполномоченный представитель избирательного объединения – документ, принятый полномочным органом этого объединения; член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума – соответствующее решение инициативной группы. При этом комиссия также должна быть информирована о регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей (участников референдума), осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. С целью реализации этого требования закона комиссия, с учетом конкретных условий, должна определить порядок такого оповещения: по телефону и (или) с использованием иных видов связи, либо путем заблаговременного размещения в установленном месте соответствующих объявлений и т.п.

2. Закрепленное в комментируемом пункте положение является одной из основных гарантий реализации принципа гласности в подготовке и проведении выборов. В качестве решений комиссий, непосредственно связанных с проведением выборов, можно назвать решения о назначении выборов, о назначении составов комиссий и их председателей, о создании избирательных участков, о регистрации, отказе в регистрации кандидатов, списков кандидатов, о формах избирательных документов, обязательных для использования участниками избирательного процесса, о вынесенных комиссиями предупреждениях кандидатам, избирательным объединениям, об итогах голосования, результатах выборов. Рамочные сроки опубликования итогов голосования, результатов выборов, референдума содержатся в статье 72 комментируемого Федерального закона. Не подлежат обязательному опубликованию решения комиссий, не связанные с подготовкой и проведением выборов, а именно решения, связанные с их функционированием в качестве субъектов гражданско-правовых и трудовых отношений. Понятие «государственные и муниципальные периодические печатные издания» содержится в пунктах 2 и 3 статьи 47 комментируемого Федерального закона.

Комментируемым Федеральным законом (пункт 18 статьи 20) предусмотрена норма, обязывающая редакции государственных и муниципальных печатных изданий предоставлять бесплатную печатную площадь для опубликования решений комиссий и других избирательных документов. Избирательные комиссии, наделенные правами юридического лица, вправе осуществлять опубликование решений комиссий в своих официальных печатных органах.

3. Комментируемый пункт специально оговаривает право лиц, указанных в пункте 1 комментируемой статьи, присутствовать на избирательных участках, участках референдума (т.е. в помещениях для голосования, в помещениях, где работают участковые комиссии) и наблюдать за организацией голосования, подсчетом голосов избирателей составлением протоколов участковых комиссий об итогах голосования. Таким же правом наделены следующие участники избирательного процесса: а) наблюдатели, т.е. граждане Российской Федерации, уполномоченные осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума (подпункт 42 статьи 2 комментируемого Федерального закона); б) иностранные (международные) наблюдатели, т.е. представители иностранной или международной организации, наделенные правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации (подпункт 43 статьи 2 комментируемого Федерального закона).

Комментируемый Федеральный закон установил временные рамки периода наблюдения. Согласно пункту 3 статьи 64 участковая комиссия начинает свою работу в день голосования до начала времени голосования предъявлением к осмотру пустых ящиков для голосования (соответствующих отсеков технического средства подсчета голосов (КОИБ) – при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии. Прием протокола участковой комиссии об итогах голосования осуществляется вышестоящей комиссией в соответствии с пунктом 2 статьи 69 комментируемого Федерального закона. Согласно указанному пункту 2 статьи 69, если вышестоящая комиссия обнаружит, что протокол об итогах голосования составлен с нарушением закона, участковая комиссия обязана составить повторный протокол (либо провести повторный подсчет голосов и составить протокол повторного подсчета голосов), который также подлежит представлению в вышестоящую комиссию, в этом случае именно на основании данных повторного протокола будут в дальнейшем определяться результаты выборов. Комментируемый пункт также прямо указывает на возможность присутствия указанных в нем лиц при проведении досрочного голосования, порядок которого установлен в статье 65 комментируемого Федерального закона. Основания и порядок проведения повторного подсчета голосов, при проведении которого также вправе присутствовать лица, указанные в комментируемом пункте, содержатся в пункте 8 статьи 69 комментируемого Федерального закона.

4. По сравнению с предыдущей редакцией Федерального закона в комментируемом пункте Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ уточнен перечень участников избирательного процесса, обладающих правом назначать наблюдателей. Так, при проведении выборов наблюдатель может быть назначен только зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Вместе с тем законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями.При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Зарегистрированный кандидат может направлять наблюдателя самостоятельно, а также, исходя из положений пункта 7 комментируемой статьи, может поручить назначать наблюдателей своим доверенным лицам. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса. Понятие «выборное должностное лицо» раскрывается в подпункте 8 статьи 2 комментируемого Федерального закона, понятие «непосредственное подчинение» – в пункте 3 статьи 29 комментируемого Федерального закона.

5. Специально оговорено в комментируемом пункте право указанных в нем лиц присутствовать в помещениях участковых комиссий и в помещениях для голосования на отдельных категориях избирательных участков, доступ в которые не всегда является свободным. Так, Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» 1 требует принятия определенных мер со стороны должностных лиц соответствующих учреждений для обеспечения их режима (статья 15). Вместе с тем места для голосования должны быть организованы таким образом, чтобы их посещение не нарушало установленный режим, а по заявкам указанных в комментируемом пункте 5 лиц должен быть обеспечен их пропуск к местам для голосования, местам работы участковых комиссий. При этом наблюдатели и иные лица, которые вправе присутствовать при совершении избирательных процедур в указанных местах, также обязаны подчиняться требованиям установленного режима и соответствующих нормативных актов.

______________
1 СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

6. Комментируемый пункт установил право наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей производить наблюдение за проведением досрочного голосования (согласно статье 65 комментируемого Федерального закона это может быть досрочное голосование на референдуме субъекта Российской Федерации, местных выборах, референдуме в ТИК (ОИК, ИКМО) или досрочное голосование избирателей, в том числе их отдельных групп, в отдаленных или труднодоступных местностях) установлением итогов голосования, определением результатов выборов, референдума во всех иных, кроме участковых, комиссиях, в том числе в комиссиях, организующих выборы, референдум (статьи 69 и 70 комментируемого Федерального закона).

7–12. Письменное направление наблюдателя должно быть подписано лицом, уполномоченным назначать наблюдателя (комментируемый пункт 4) или доверенным лицом кандидата. Если наблюдатель направлен избирательным объединением, иным зарегистрированным общественным объединением, направление наблюдателя также должно быть удостоверено соответствующей печатью. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных комментируемым пунктом 4. Указывать какие-либо дополнительные сведения о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума – проставлять печать не требуется.

Согласно подпункту «ж» комментируемого пункта 9 наблюдатель вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени, отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. В целях предотвращения встречающихся на практике ситуаций, когда нагрудные знаки наблюдателей содержат признаки агитационного материала, закон может предусмотреть обязательность установления соответствующей избирательной комиссией единой формы нагрудных знаков наблюдателей.

Поскольку комментируемым пунктом 9 предоставлены широкие права наблюдателю, в том числе по осуществлению активных действий (обращения к председателю комиссии с предложениями и замечаниями, ознакомление с документами), в комментируемом пункте 8 указывается, что полномочия наблюдателя может в определенный временной интервал осуществлять только одно лицо, представляющее конкретного кандидата, избирательное объединение и т.п.

Согласно пункту 29 статьи 68 комментируемого Федерального закона по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 комментируемой статьи, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее копию, расписывается в указанном реестре. Лицо, заверяющее копию протокола об итогах голосования, несет ответственность за ее полноту и достоверность содержащихся в ней данных. Получая заверенную копию протокола, наблюдатель должен учитывать возможность составления повторного протокола, заверенную копию которого он также вправе получить (см. комментарий к пункту 3).

Пункт 10 статьи 75 включил наблюдателей в число лиц, правомочных обжаловать не только действия (бездействие) комиссий, в которые они направлены, но и их решения (подпункт «з» пункта 9 комментируемой статьи).

Комментируемый пункт 10 установил для наблюдателей, действующих в интересах назначившего их кандидата или политической партии, ряд запретов, направленных на предотвращение искажения волеизъявления избирателей (участников референдума). Согласно пункту 12 статьи 64 комментируемого Федерального закона наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если он нарушает закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Согласно комментируемому пункту 11 представители СМИ, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, имеют право присутствовать на заседаниях комиссий, знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, присутствовать и освещать агитационные мероприятия, находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

Наличие в комментируемом Федеральном законе специального указания на то, что представитель СМИ имеет право производить фото- и видеосъемку, не может быть истолковано как ограничение права наблюдателей и иных лиц, реализующих функции общественного контроля, на осуществление аналогичных действий. Как установлено пунктом 5 статьи 3 комментируемого Федерального закона, деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно. Из указанного основополагающего принципа деятельности комиссий с учетом отсутствия в Федеральном законе соответствующего запрета следует, что, помимо представителей СМИ, наблюдатели и иные лица, правомерно присутствующие в помещении для голосования, вправе производить фото- и видеосъемку в помещениях для голосования в день голосования и в дни досрочного голосования, а также при подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума. При реализации указанного права необходимо учитывать, что, согласно пункту 7 статьи 3 комментируемого Федерального закона, вмешательство в деятельность комиссий не допускается, а в соответствии со статьей 7 комментируемого Федерального закона голосование на выборах и референдумах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Вследствие указанных ограничений осуществление фото- и видеосъемки в помещениях для голосования и при подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума допустимо, если оно не препятствует деятельности комиссий и исключает возможность нарушения тайны голосования граждан.

13. Российская Федерация – одно из государств, где законодательно предусмотрена возможность наблюдения за подготовкой и проведением выборов и референдумов со стороны иностранных (международных) наблюдателей 1 . Комментируемый Федеральный закон определяет понятие и функции иностранного (международного) наблюдателя (см. подпункт 43 статьи 2), его права и обязанности, общие подходы к порядку приобретения статуса иностранного (международного) наблюдателя на выборах и референдумах всех уровней, проводимых в Российской Федерации. «Мандат» иностранного (международного) наблюдателя может быть предоставлен лицу только решением ЦИК России или решением уполномоченного ею должностного лица Комиссии. Данный «мандат» (аккредитация) является целевым (предполагает наблюдение за определенными выборами, референдумом) и срочным (предполагает определенный период деятельности).

Соответствующие лица могут быть аккредитованы как иностранные (международные) наблюдатели при соблюдении следующих условий:

1) соответствующего приглашения иностранной или международной организации принять участие в наблюдении за выборами, полученного от органов государственной власти Российской Федерации (например, Федерального Собрания или одной из его палат), – при проведении выборов, референдумов всех уровней; законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – при проведении выборов, референдумов на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, либо приглашения, полученного от ЦИК России, ИКСРФ, ИКМО, – при проведении соответственно федеральных, региональных и местных выборов, референдумов;

2) наличия документов, указывающих на представительство приглашенных к участию в наблюдении иностранных или международных организаций;

3) законности пребывания на территории Российской Федерации – для иностранных граждан (порядок въезда и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан регулируется, в частности, федеральными законами от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; при этом иностранные (международные) наблюдатели, являющиеся гражданами иностранных государств, вправе передвигаться по территории Российской Федерации с учетом ограничений, также установленных Федеральным законом № 115-ФЗ. После окончания времени голосования иностранные (международные) наблюдатели вправе публично излагать свое мнение об избирательном законодательстве и законодательстве о референдуме, практике проведения выборов, референдума, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации.

________________
1 См. также: Декларацию принципов международного наблюдения за выборами (с Кодексом поведения международных наблюдателей за выборами и Обязательством, сопровождающим Кодекс поведения международных наблюдателей за выборами) (ООН, 27 октября 2005 года) // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 12 (191).