Статья 63. Бюллетень

Статья 63. Бюллетень

 

1. Для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень.

2. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.

3. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации в целях защиты бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенной типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими комиссиями нижестоящим комиссиям, утверждаются организующей выборы комиссией не позднее, чем за 60 дней до дня голосования.

3 1 . На выборах в органы местного самоуправления (кроме выборов в представительный орган муниципального образования, проводимых по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает пять тысяч) при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой.

4. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. В случае проведения повторного голосования текст бюллетеня, число бюллетеней утверждаются соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.

5. При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:

а) фамилия, имя, отчество;

б) год рождения;

в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;

г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий);

д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, – сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;

е) если кандидат выдвинут избирательным объединением, – слова выдвинут избирательным объединением» с указанием краткого наименования этого избирательного объединения;

ж) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, – слово «самовыдвижение»;

з) сведения об основаниях регистрации (подписи избирателей, избирательный залог, иные основания), при этом в случае, предусмотренном пунктом 16 статьи 38 настоящего Федерального закона, данные сведения указывать не требуется.

5 1 . Если зарегистрированный кандидат, выдвинутый непосредственно, в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии, иному общественному объединению, в бюллетене указываются краткое наименование соответствующей политической партии, иного общественного объединения и статус зарегистрированного кандидата в этой политической партии, ином общественном объединении.

5 2 . Если зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, включен также в состав зарегистрированного списка кандидатов, эти сведения указываются в бюллетене.

6. При проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, краткие наименования избирательных объединений, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части и эмблемы избирательных объединений (в одноцветном исполнении).

7. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, внесенного в бюллетень, неснятой и непогашенной судимости в бюллетене должны указываться сведения о его судимостях.

8. Справа от указанных в пунктах 5, 5 1 , 5 2 и 6 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения помещается пустой квадрат.

8 1 . Если в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводиться по одной кандидатуре, ниже предусмотренных в пунктах 5, 5 1 , 5 2 и 6 настоящей статьи сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами «За» и «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты.

9. При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «Да» или «Нет» либо «За» или «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта.

10. Бюллетени печатаются на русском языке. По решению комиссии, указанной в законе, бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях – на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка, участка референдума печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом бюллетене.

11. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, разместившая заказ на изготовление бюллетеней, обязана не позднее, чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.

12. Комиссия, разместившая заказ на изготовление бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней.

13. Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее, чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт.

14. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, указанные в пункте 11 настоящей статьи, или их представители, а также представители избирательных объединений, указанных в пункте 11 настоящей статьи, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому указанному в пункте 11 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю каждого указанного в пункте 11 настоящей статьи избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).

15. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней.

16. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.

17. В случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные, окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, эти изменения по решению комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, могут быть внесены членами территориальной, окружной или участковой комиссии от руки либо с использованием технических средств.

18. В случае принятия в соответствии с законом менее чем за десять дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов, списков кандидатов, о передаче при проведении повторного голосования места следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего после изготовления бюллетеней комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, вправе принять решение о внесении в изготовленные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате, списке кандидатов от руки или с использованием технических средств.

19. В исключительных случаях на избирательных участках, участках референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории Российской Федерации, допускается изготовление избирательной документации, включая бюллетени, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с вышестоящей комиссией.

20. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. В участковых комиссиях эта процедура осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В иных комиссиях при погашении неиспользованных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных бюллетеней. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Эти бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой документацией комиссии.

21. При проведении выборов, референдума с применением комплекса для электронного голосования используется электронный бюллетень. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются соответствующей комиссией не позднее, чем за 20 дней до дня голосования и должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 5–10 настоящей статьи. В случае проведения повторного голосования текст электронного бюллетеня утверждается соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.

 

1. Бюллетени (избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме – подпункт 6 статьи 2 комментируемого Федерального закона) являются важнейшими документами, содержащими первичную и юридически значимую информацию о волеизъявлении избирателей (участников референдума). Это обусловливает необходимость тщательной правовой регламентации всех аспектов, связанных с изготовлением, распределением, передачей, использованием и хранением бюллетеней. Основополагающие правила, имеющие универсальное значение для всех видов выборов и референдумов в Российской Федерации, содержатся в комментируемой статье. Вместе с тем целый ряд вопросов, касающихся использования бюллетеней, дополнительно оговариваются иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Поэтому полное представление о статусе избирательного бюллетеня (бюллетеня для голосования на референдуме) возможно только на основе комплексного анализа комментируемого Федерального закона в совокупности с законодательными актами, посвященными правовому регулированию различных видов выборов и референдумов в Российской Федерации. Для участия в голосовании на выборах (референдуме) избиратель (участник референдума) получает соответственно избирательный бюллетень или бюллетень для голосования на референдуме. При этом каждый избиратель (участник референдума) получает бюллетень лично, что обеспечивает ему реальную возможность непосредственного осуществления собственного волеизъявления при голосовании на выборах или референдуме. Личное участие избирателей (участников референдума) в голосовании на выборах или референдуме гарантируется статьями 64–66 комментируемого Федерального закона, а также соответствующими статьями федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, посвященных регулированию конкретных видов выборов и референдума.

2. Принимая во внимание особую значимость бюллетеней как исходных носителей информации о результатах голосования на выборах и референдуме, законодательство предусматривает, что они изготавливаются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Данное указание законодательства полностью соответствует независимому статусу избирательных комиссий, комиссий референдума, которым они в соответствии со статьей 20 комментируемого Федерального закона обладают при подготовке и проведении выборов и референдума в Российской Федерации. Из этого вытекает, что никакие органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица не вправе вмешиваться в процесс изготовления избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

Важное значение имеет вопрос о том, к ведению какой комиссии относится принятие решения об изготовлении бюллетеней. Для ответа на него требуется наполнить абстрактную формулу «соответствующая комиссия», употребляемую в комментируемой статье 63, конкретным содержанием. Необходимая для этого информация содержится в федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, регулирующих отдельные виды выборов и референдумов. Как правило, под соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума в них подразумевается комиссия, организующая проведение конкретных выборов или референдума. Так, согласно Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации» (статья 67) избирательные бюллетени изготавливаются исключительно по решению ЦИК России. Этот же орган утверждает порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением и доставкой избирательных бюллетеней, их количество, форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке. ИКСРФ, в пределах установленного ЦИК России количества бюллетеней, вправе принять решение об изготовлении бюллетеней, в которых помимо текста на русском языке будет содержаться текст на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Законодательство предусматривает, что отправным моментом для изготовления бюллетеней является указание соответствующей комиссии. Не вызывает сомнений, что в данном случае речь идет именно о компетенции комиссии как коллегиального органа. Поэтому в соответствии со статьей 28 комментируемого Федерального закона изготовление бюллетеней должно оформляться только принятием решения соответствующей комиссии, организующей выборы, референдум. Как следствие, это означает, что бюллетени не могут изготавливаться по единоличному распоряжению председателя или иных должностных лиц соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. Следует иметь в виду, что комиссия размещает заказ на изготовление бюллетеней в полиграфической организации, технически оснащенной для их изготовления и имеющей возможность обеспечить присутствие лиц, указанных в статье 30 комментируемого Федерального закона и в пункте 14 комментируемой статьи во время их передачи, выбраковки и уничтожении. В необходимых случаях комиссия проводит конкурс 1 для определения такой полиграфической организации.

_______________
1 См.: Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30. Ч. 1. Ст. 3105.

Говоря о том, что бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии, необходимо заметить, что законодательство все же допускает исключение из этого правила. В соответствии с комментируемым Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях в исключительных случаях возможно изготовление избирательной документации (включая избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме) по решению участковой комиссии, согласованному с вышестоящей комиссией. При этом комментируемый Федеральный закон не устанавливает перечень исключительных случаев. Поэтому, исходя из практики, главным критерием исключительного случая, должен являться факт невозможности своевременной доставки бюллетеней в участковые комиссии.

Количество бюллетеней, изготавливаемых для голосования на выборах и референдуме, определяется решением соответствующей комиссии. Однако их число не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей (участников референдума). Это требование комментируемого Федерального закона ориентировано на то, чтобы не допустить чрезмерного тиражирования бюллетеней и тем самым ограничить возможности их неконтролируемого использования. Принимая решение о количестве изготавливаемых для проведения голосования на выборах (референдуме) бюллетеней, соответствующие комиссии обязаны также учитывать, что в соответствии с пунктом 13 комментируемой статьи участковые комиссии должны быть обеспечены бюллетенями не менее чем на 70 процентов от числа избирателей (участников референдума), включенных в список на соответствующем участке. При изготовлении бюллетеней особо необходимо учитывать, что их нумерация не допускается. Это правило призвано гарантировать тайну голосования и исключить возможность контроля за волеизъявлением избирателей (участников референдума).

3. Принимая во внимание, что бюллетени содержат исходную информацию о голосовании, комментируемый пункт достаточно скрупулезно оговаривает степени защиты, которые должны в обязательном порядке соблюдаться при их изготовлении на выборах в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Причем если до принятия комментируемого Федерального закона комиссии имели возможность самостоятельно определять виды и комбинацию степеней защиты бюллетеней в порядке, устанавливаемом ЦИК России, то в настоящее время требования к защищенности избирательных бюллетеней прямо установлены в комментируемом Федеральном законе.

При изготовлении бюллетеней для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты их от подделки должна использоваться специальная бумага (бумага с водяными знаками или с нанесенной типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой). Для выполнения требований, установленных комментируемой статьей 63, избирательная комиссия, организующая выборы, своим решением должна определить конкретные степени защиты избирательных бюллетеней, учитывая при этом возможности полиграфических организаций, стоимость их изготовления.

Вуказанных целях защиты избирательных бюллетеней вместо специальной бумаги могут использоваться специальные знаки (марки). При этом порядок изготовления и использования последних, их количество, а также требования, предъявляемые к их передаче вышестоящими комиссиями нижестоящим комиссиям, утверждаются организующей выборы комиссией не позднее чем за 60 дней до дня голосования. В данном решении необходимо предусмотреть: какого размера и формы будет специальный знак (марка); что будет на нем (ней) изображено; какие применены степени защиты (либо оговорить их в отдельном договоре); где он (она) будет наклеен на избирательном бюллетене; каким образом будет учитываться и погашаться и т.д. Избирательная комиссия, организующая выборы, заблаговременно (при необходимости путем проведения конкурса), определяет организацию, которая обеспечит изготовление специальных знаков (марок).

Следует учитывать, что комментируемый пункт не содержит требований к изготовлению бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации. Этот вопрос подлежит урегулированию в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации». Однако и он в настоящее время не закрепляет конкретных положений по данному вопросу. Вследствие этого целесообразным представляется при принятии ЦИК России в соответствии со статьей 70 указанного Федерального конституционного закона решения об изготовлении бюллетеней для голосования на референдуме Российской Федерации предусматривать степени защиты, аналогичные содержащимся в комментируемом пункте 3.

3 1 . На выборах в органы местного самоуправления в целях защиты изготавливаемых бюллетеней от подделки должна использоваться бумага с нанесенным типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой. Исключение составляют выборы в представительный орган муниципального образования, проводимые по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает пяти тысяч избирателей. Изготавливаемые для голосования по такимизбирательным округам бюллетени могут не иметь указанных в комментируемом пункте степеней защиты, а их подлинность должна удостоверяться подписями двух членов и печатью соответствующей комиссии, а также иными способами, предусмотренными решением организующей выборы комиссии. Что касается бюллетеней для голосования на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, то требования, предъявляемые к их изготовлению в целях защиты от подделки, должны быть установлены в законах субъектов Российской Федерации.

4. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования. В случае если для голосования на выборах, референдуме используется несколько бюллетеней, то для их визуального различия целесообразно, чтобы они отличались не только по цвету, но и по форме. Это позволит значительно упростить процедуру их сортировки и подсчета при установлении итогов голосования. Предусмотренный 20-дневный срок, не позднее которого соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума должны выполнить возложенные на них обязанности, связанные с обеспечением надлежащего изготовления бюллетеней, обусловлен необходимостью своевременного создания условий для досрочного голосования избирателей (участников референдума), проведение которого предусмотрено статьей 65 комментируемого Федерального закона.

Возложение на комиссии обязанности по утверждению порядка осуществления контроля за изготовлением бюллетеней призвано обеспечить необходимые условия для соблюдения предъявляемых к ним требований и исключить их неконтролируемое тиражирование. Избирательные комиссии, комиссии референдума вправе самостоятельно определять формы такого контроля. По решению комиссии они могут быть связаны с созданием специальных рабочих групп, с обязательным дежурством членов комиссии в типографии, изготовляющей бюллетени, ежедневным заслушиванием информации о ходе изготовления избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме), привлечением сотрудников органов внутренних дел к охране мест изготовления бюллетеней, иными формами наблюдения за выполнением типографией заказа на изготовление бюллетеней. Отсутствие надлежащей организации контроля приводило на практике к нарушению процесса изготовления бюллетеней, например изготовление их на бумаге иного цвета либо с ошибками.

Текст бюллетеня должен быть размещен на одной его стороне. Такой порядок, прежде всего, отвечает интересам обеспечения действительно равноправного участия граждан в выборах и референдуме, так как размещение какой-либо информации о зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях или вариантах ответов на вопросы референдума на оборотной стороне бюллетеня может затруднить (исказить) восприятие его содержания избирателями (участниками референдума).

Принимая во внимание сжатые (в сравнении с основными выборами) сроки проведения повторного голосования, а также наличие при его назначении у соответствующей комиссии всей необходимой информации, комментируемый пункт специально оговаривает, что в случае проведения повторного голосования текст бюллетеней и число заказываемых для изготовления бюллетеней утверждаются одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. Что же касается порядка осуществления контроля за изготовлением избирательных бюллетеней для повторного голосования, то в его утверждении нет необходимости, поскольку он уже был оговорен при организации первого тура выборов. Вместе с тем это вовсе не означает, что соответствующая избирательная комиссия не может установить дополнительных форм контроля за изготовлением бюллетеней при назначении повторного голосования.

Существенное значение для оформления бюллетеня имеет размещение в каждом бюллетене информации о порядке его заполнения. Несмотря на то, что прямое указание на этот счет в комментируемом Федеральном законе отсутствует, оно закрепляется практически во всех федеральных конституционных законах, иных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, регулирующих различные виды выборов и референдума.

Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут дополнительно устанавливаться дополнительные требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней. Так, в соответствии со статьей 70 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» при вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями либо для каждого вопроса референдума бюллетень изготавливается отдельно.

5. Порядок размещения информации в избирательном бюллетене устанавливается в зависимости от того, по какой избирательной системе проводятся выборы. В случае проведения выборов по мажоритарной избирательной системе, избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов, перечисленные в комментируемом пункте: фамилию, отчество, имя; год рождения; наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находиться место жительства кандидата; основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий 1 ); если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, – сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа; если кандидат выдвинут избирательным объединением, – слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием краткого наименования этого избирательного объединения (установленного этим избирательным объединением); если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, – слово «самовыдвижение»; сведения об основаниях регистрации (подписи избирателей, избирательный залог, иные основания), за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 статьи 38 комментируемого Федерального закона 2 .

При размещении в тексте избирательного бюллетеня тех или иных данных о кандидатах серьезные трудности представляет собой неурегулированность в законодательстве вопроса об источниках соответствующей информации. Практика выборов исходит из того, что все данные о конкретных кандидатах, воспроизводимые в избирательном бюллетене, должны указываться на основании соответствующих документов, представленных в избирательную комиссию, производившую регистрацию кандидата. Не исключается, что с момента представления документов о выдвижении кандидата в комиссию его социальный статус может в той или иной степени измениться. В целях наиболее полного информирования избирателей о кандидате целесообразно, чтобы в избирательный бюллетень вносились сведения, актуальные на момент утверждения текста бюллетеня, однако такие изменения должны быть официально подтверждены кандидатом. Какие-либо изменения, произошедшие (или ставшие известными) после изготовления бюллетеней, не являются основанием для их перепечатки или внесения изменений в текст. При этом в законе могут быть более конкретно определены сроки и основания уточнения данных о кандидатах.

_______________
1 Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2006 года по делу № 32-Г06-2 было признано правомерным решение избирательной комиссии, указавшей в отношении кандидата, не имеющего основного места работы (службы), но работающего по гражданско-правовому договору в качестве рода занятий «осуществление работ и услуг по гражданско-правовому договору».
2 Региональный законодатель в качестве дополнительной информационной гарантии может предусмотреть в соответствующем законе о выборах в органы местного самоуправления размещение на информационном стенде сведений о том, что зарегистрированный кандидат является иностранным гражданином и в соответствии с международным договором Российской Федерации вправе быть избранным при проведении выборов в соответствующие органы местного самоуправления.

5 1 . В случае если при подаче уведомления о выдвижении в качестве кандидата зарегистрированный кандидат указал в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии, иному общественному объединению в бюллетене в обязательном порядке должна содержаться информация о кратком наименовании соответствующей политической партии, иного общественного объединения и статусе зарегистрированного кандидата в этой политической партии, ином общественном объединении. Указанное требование комментируемого Федерального закона распространяется только на кандидатов, выдвинутых непосредственно, то есть по мажоритарным избирательным округам. Если кандидат выдвинут политической партией (в том числе ее региональным отделением или иным структурным подразделением), то в силу требований пункта 3 1 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях», подпункта «е» пункта 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона в избирательном бюллетене может быть указана принадлежность только к этой политической партии либо к любому общественному объединению, не являющемуся политической партией.

При рассмотрении вопроса о включении в избирательный бюллетень сведений о принадлежности кандидата к политической партии, иному общественному объединению следует иметь в виду, что федеральный законодатель закрепил право кандидата на указание сведений о принадлежности к избирательному объединению (иному общественному объединению) в заявлении о согласии баллотироваться. Только на основании сведений, указанных кандидатом в этом заявлении и подтвержденных в установленном порядке (см. пункт 2 статьи 33 комментируемого Федерального закона), соответствующая информация может вноситься в избирательный бюллетень.

Рассматриваемое требование комментируемого Федерального закона ориентировано на то, чтобы дать избирателям наиболее полное представление о политических (иных социальных) предпочтениях кандидата, сделать их выбор более осознанным, в том числе и с точки зрения возможных фракционных предпочтений того или иного кандидата в случае избрания в законодательный (представительный) орган государственнойвласти.

5 2 . Если выборы проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе, и один и тот же кандидат баллотируется одновременно и в одномандатном (многомандатном) избирательном округе, и в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, информация об этом в обязательном порядке помещается в тексте бюллетеня, изготавливаемого для голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе. Это правило рассчитано на то, чтобы дать избирателям максимальное представление об избирательной активности соответствующих кандидатов. Вместе с тем законодательство никак не оговаривает необходимость информирования избирателей об одновременном участии кандидатов в выборах различного вида и уровня. Возможно, в соответствующих федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации следует предусмотреть правило, обязывающее избирательные комиссии указывать в избирательных бюллетенях сведения об одновременном участии одного и того же гражданина в качестве зарегистрированного кандидата в нескольких выборах.

6. При проведении выборов по пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется за списки кандидатов. При этом в избирательном бюллетене в порядке, определяемом жеребьевкой, размещаются краткие наименования избирательных объединений, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части и эмблемы избирательных объединений (в одноцветном исполнении). Если список кандидатов разделен на общую и региональные части, и при этом в какой-либо части баллотируется менее трех кандидатов, в избирательном бюллетене соответственно указываются фамилии, имена, отчества только тех кандидатов, которые включены в соответствующую часть списка.

Законом может быть предусмотрено, что в бюллетень включаются также наименования региональных групп кандидатов. Если в соответствии с законом названия региональных групп списка кандидатов определяются избирательными объединениями самостоятельно, избирательное объединение, определяя название для своей региональной группы (которая является составной частью списка кандидатов), должна руководствоваться положениями статей 3, 5, 6, 8, 21 Федерального закона «О политических партиях», а также подпунктом «д» пункта 7 статьи 48, пунктом 3 статьи 49 и пунктом 6 статьи 63 комментируемого Федерального закона, при системном применении которых можно сделать вывод, что требования к наименованию политической партии (избирательного объединения) должны в полной мере применяться к наименованиям соответствующих региональных групп кандидатов из списка кандидатов, выдвинутых данным избирательным объединением, при этом наименования региональных групп, размещаемые в избирательных бюллетенях, не должны содержать признаки предвыборной агитации. Таким образом, в наименовании региональной группы списка кандидатов не допускается использование иного наименования, кроме как содержащегося в уставе данного избирательного объединения, а также использование имени и (или) фамилии гражданина, агитационных призывов. В связи с этим соответствующая избирательная комиссия должна руководствоваться требованиями комментируемого Федерального закона и не допускать использования в наименовании региональных групп списков кандидатов фамилий, имен, отчеств граждан (кроме соответствующих кандидатов), а также информации, не относящейся к наименованию избирательных объединений и их территориальной принадлежности. В этих условиях, на указанной стадии, в том числе при заверении списков кандидатов, допускается возможность внесения избирательным объединением соответствующих корректив в наименования своих региональных групп в случае их несоответствия требованиям комментируемого Федерального закона 1 .

Относительно размещения эмблем избирательных объединений в избирательном бюллетене см. комментарий к пункту 12 статьи 35 комментируемого Федерального закона.

_______________
1 См.: определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2006 года по делу № 71-Г06-10.

Жеребьевка, по результатам которой определяется позиция (место) избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, в избирательном бюллетене, проводится по решению и в порядке, определяемом соответствующей избирательной комиссией. Обязательным условием проведения такой жеребьевки является ее открытый характер, предполагающий участие в ней уполномоченных представителей избирательных объединений, участвующих в выборах, представителей СМИ. В слу­чае применения системы открытых списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательный бюллетень должен включать в себя дополнительные реквизиты, обеспечивающие возможность проголосовать не только за определенный список кандидатов, но и за конкретного кандидата (кандидатов) из этого списка. В 2004–2005 годах выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с применением открытых списков проходили в 4 субъектах Российской Федерации (Республика Калмыкия, Тверская область, Корякский и Ямало-Ненецкий автономные округа).

7. В качестве гарантии, обеспечивающей достоверное информирование избирателей о наличии в биографии зарегистрированных кандидатов фактов прошлого противоправного поведения, законодательство предусматривает отражение сведений об этом в избирательных бюллетенях. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в избирательном бюллетене в обязательном порядке должны указываться сведения о его судимостях (подпункт 58 статьи 2 комментируемого Федерального закона). Комментируемая норма касается также кандидатов, выдвинутых в составе списков кандидатов, если их фамилии, имена, отчества (в соответствии с пунктом 6 комментируемой статьи) размещены в избирательном бюллетене для голосования за списки кандидатов.

8 – 8 1 . Федеральным законом от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ 1 в комментируемый пункт 8 было внесено изменение: исключено положение о том, что в избирательный бюллетень помещается строка «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») 2 . Таким образом, указанная норма содержит обязательное для всех уровней выборов требование о том, что текст избирательного бюллетеня размещается так, чтобы справа от обязательных сведений о каждом зарегистрированном кандидате (от наименования избирательного объединения) находился пустой квадрат. Кроме этого, поскольку пунктом 35 статьи 38 комментируемого Федерального закона предусмотрена возможность голосования в одномандатном или едином избирательном округе по одной кандидатуре в комментируемую статью был включен комментируемый пункт 8 1 , положения которого предусматривают размещение ниже сведений о зарегистрированном кандидате вариантов волеизъявления избирателей словами «За» или «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты. Данная норма позволяет выявить в случае такого голосования волю избирателей и определить результаты выборов.

_______________
1 СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3125.
2 Одним из поводов к исключению этой позиции из избирательных бюллетеней стала выявившаяся невозможность нормативно урегулировать порядок финансирования предвыборной агитации против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). На необходимость такого урегулирования при наличии указанных строк в избирательном бюллетене указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 14 ноября 2005 года № 10-П // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4968. Эта позиция затем была подтверждена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2970.

9. Для голосования на референдуме в бюллетене точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса, и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «Да» или «Нет» либо «За» или «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты. При вынесении на референдум проекта нормативного акта в бюллетене либо полностью воспроизводится его текст, либо указывается наименование этого акта. Поскольку полное воспроизведение текста выносимого на референдум проекта, как правило, бывает невозможным, очень важное значение приобретает указание законодательства на обязательное размещение на информационном стенде в каждом помещении для голосования текста нормативного акта, выносимого на референдум с тем, чтобы каждый участник референдума имел четкое, ясное и недвусмысленное представление о проекте нормативного правового акта.

Учитывая особую важность голосования на референдуме за или против конкретных проектов нормативных актов, а также необходимость обеспечения условий для более полного ознакомления участников референдума с содержанием выносимых на голосование проектов, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии информирования граждан об этих нормативных актах. Так, в соответствии со статьей 57 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» при вынесении на референдум Российской Федерации проекта нормативного акта ЦИК России не позднее чем за двадцать дней до дня голосования публикует текст проекта нормативного акта в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, а также размещает его в сети «Интернет».

10. В соответствии со статьей 26 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на пользование родным языком и свободный выбор языка общения, а республики, входящие в состав Российской Федерации, вправе наряду с государственным языком Российской Федерации, которым на всей ее территории является русский язык, устанавливать свои государственные языки (статья 68 Конституции Российской Федерации). При этом Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Для такого многонационального государства, каковым является Российская Федерация, сохранение и развитие языков всех населяющих его народов требует особого государственного внимания и поддержки во всех сферах экономической, политической и социальной жизни. Как следствие, статьи 5 Закона РСФСР от 25 октября 1991 года «О языках народов Российской Федерации» 1 предусматривает, что государство гарантирует гражданам осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка. Государство признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие, которые в соответствии с вышеуказанным Законом пользуются поддержкой государства. Применительно к избирательным правам, праву на участие в референдуме граждан Российской Федерации законодательство устанавливает, что избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме печатаются на русском языке, что полностью соответствует его статусу как единственного государственного языка Российской Федерации. Вместе с тем по решению соответствующей комиссии бюллетени могут печататься и на государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации, а в необходимых случаях — на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Однако и в этом случае воспроизведение в бюллетене, печатаемом на двух и более языках, русскоязычного варианта текста является обязательным. Иное просто противоречило бы конституционному статусу русского языка как государственного, обязательного для официального применения на всей территории Российской Федерации. При этом, если фамилия, имя и отчество кандидата на ином языке пишется также как на русском, возможно не повторять эти данные о кандидате.

_______________
1 В редакции Федерального закона от 24 июля 2004 года № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О языках народов РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 50. Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3804.

При принятии соответствующей комиссией решения об изготовлениитекста бюллетеня на двух и более языках она, по общему правилу, несет полную ответственность за изготовление и сохранность таких бюллетеней. Следует также учесть, что на избирательную комиссию, комиссию референдума в этом случае ложится обязанность по утверждению текста избирательного бюллетеня (бюллетеня для голосования на референдуме) на государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации, языке народа Российской Федерации, компактно проживающего на соответствующей территории, идентичного по содержанию тексту на русском языке.

11. После изготовления бюллетеней полиграфическая организация (типография) осуществляет их передачу членам комиссии с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней. Данная передача производится по акту, в котором в обязательном порядке указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. Иными законами и решениями комиссий, организующих выборы (референдум), могут предусматриваться и другие реквизиты такого акта в частности, сведения о лицах, составивших акт передачи и участвовавших в ней, о присутствующих при передачи бюллетеней членах комиссии с правом решающего и совещательного голоса, иных лицах. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации (типографии) уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комментируемый Федеральныйзакон специально не оговаривает содержание акта об уничтожении излишков (остатков) бюллетеней, вследствие чего можно предположить, что его форма принципиально ничем не отличается от акта передачи изготовленных бюллетеней.

Существенное значение для обеспечения прозрачности процесса передачи бюллетеней из полиграфической организации и уничтожения их остатков (в случае выявления), а также брака (т.е. нарушения требований, предъявляемых к форме и содержанию) имеет указание закона на то, что разместившая заказ на изготовление бюллетеней комиссия обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации (типографии), принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Благодаря этому обеспечивается необходимое информирование об упомянутых действиях всех заинтересованных лиц, которые в соответствии со статьей 30 комментируемого Федерального закона вправе присутствовать на заседаниях комиссии. Для выполнения данного требования и требования пункта 14 комментируемой статьи полиграфическая организация должна проводить действия по выбраковке и передаче бюллетеней, в помещении, позволяющем разместиться всем лицам, имеющим право наблюдать за этими действиями.

В случае присутствия при передаче и уничтожении (при необходимости) бюллетеней, любой член комиссии, разместившей заказ на их изготовление, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списков кандидатов), либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправеподписать соответствующие акты. При этом все указанные лица вправе, хотя это прямо и не оговорено законом, сделать свои замечания (пояснения), которые должны быть отражены в актах или приложены к ним. В противном случае право их присутствия при передаче и уничтожении бюллетеней лишается всякого смысла.

12. На комиссию, получившую бюллетени из полиграфической организации, возлагается обязанность их передачи нижестоящим комиссиям. Комментируемый пункт предписывает, что бюллетени передаются непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией на основании ее решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии в таком же порядке (на основании собственного решения о распределении бюллетеней и в установленный в этом решении срок) передают их нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. При определении сроков передачи бюллетеней нижестоящим комиссиям вышестоящаякомиссия обязана учитывать, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено проведение досрочного голосования. В этом случае бюллетени должны быть переданы всем комиссиям, обеспечивающим его проведение, до дня, с которого начинается досрочное голосование. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором содержится информация о дате и времени его составления, а также о числе передаваемых бюллетеней. Один из составленных актов остается на хранение у вышестоящей комиссии, другой – у нижестоящей комиссии.

13. Комментируемый пункт устанавливает особые условия передачи бюллетеней участковым комиссиям. Согласно комментируемому Федеральному закону она должна быть осуществлена не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). При этом количество бюллетеней, передаваемых каждой участковой комиссии, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей (участников референдума), зарегистрированных на соответствующем избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей (участников референдума), зарегистрированных на данном участке на день передачи бюллетеней. В случае выявления в процессе голосования граждан, обладающих активным избирательным правом, которых участковая комиссия в соответствии с законом обязана включить в список, вышестоящая комиссия по запросу нижестоящей комиссии при необходимости дополнительно передает по акту бюллетени из резерва, имеющегося в вышестоящей комиссии.

Существенное изменение (по сравнению с прежней редакцией комментируемого Федерального закона) порядка передачи бюллетеней в участковые комиссии связано с появлением в комментируемом Федеральном законе прямого указания на необходимость их поштучного пересчета членами комиссии, принимающими бюллетени. Это требование имеет императивный характер и направлено на то, чтобы максимально исключить возможность злоупотреблений при использовании бюллетеней, получаемых участковой комиссией. Практика проведения выборов в различных регионах, свидетельствует, что при отсутствии в законе требования о поштучном пересчете бюллетеней участковые комиссии получали их, как правило, сброшюрованными в пачки. Вследствие этого нередко обнаруживались существенные расхождения между данными о количестве бюллетеней, полученных участковой комиссией и отраженных, с одной стороны, в акте их передачи, а с другой, – в протоколе участковой комиссии об итогах голосования. Все это могло поставить под сомнение легитимность выборов (референдума) и даже могло стать основанием для аннулирования их результатов 1 . Получая бюллетени, члены участковой комиссии в обязательном порядке производят их выбраковку, цель которой состоит в том, чтобы дополнительно (после типографии) выявить бюллетени, напечатанные с отступлением от утвержденных формы и текста, а также имеющие видимые дефекты (разрывы, пятна и т.п.). Отбракованные бюллетени (в случае их выявления) подлежат выделению из общей массы и уничтожению, осуществляемому членами комиссии, передающей бюллетени. Об уничтожении отбракованных бюллетеней составляется акт, форма и содержание которого идентичны соответствующим параметрам акта передачи бюллетеней.

14. С целью обеспечения надлежащего контроля со стороны кандидатов, избирательных объединений и других лиц за процессом передачи бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, а также за процессом их выбраковки и уничтожения комментируемый Федеральный закон возлагает на соответствующую комиссию обязанность обеспечить оповещение членов комиссий, зарегистрированных кандидатов или их представителей, представителей избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов, представителей инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума о месте и времени передачи бюллетеней. Форма такого оповещения законом не установлена. Тем не менее, его обязательным условием должен быть официальный, документально подтвержденный характер. Комиссия, осуществляющая передачу бюллетеней, их выбраковку и уничтожение (при необходимости), обязана также предоставить возможность присутствовать при совершении указанных действий каждому зарегистрированному кандидату или не менее чем одному его представителю, равно как и не менее чем одному представителю упомянутых в комментируемом пункте избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, инициативной группы участников референдума. Помимо этого важно иметь в виду, что по смыслу пункта 1 статьи 30 комментируемого Федерального закона при передаче бюллетеней, одной из сторон которой являются территориальная или участковая комиссия, помимо указанных лиц без дополнительного разрешения вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, а также представители средств массовой информации. Каждый из присутствующих при передаче бюллетеней, их выбраковке и уничтожении (в случае необходимости) вправе подписать соответствующие акты, составленные членами комиссии. При этом все заинтересованные лица могут высказать замечания и уточнения, которые подлежат отражению в акте или должны быть приложены к нему.

_______________
1 Так, решением федерального суда Ленинского района города Владивостока от 27 января 1999 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда, было отменено решение об избрании депутата, принятое окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Думы города Владивостока по одномандатному избирательному округу № 15. В обоснование своего решения суд указал на то, что для проведения голосования окружная комиссия получила 15500 бюллетеней, 14404 из которых она передала по актам в участковые комиссии. Однако согласно протоколам участковых комиссий об итогах голосования общее число использованных (включая погашенные) бюллетеней составило 15034 штук, что на 990 штук превысило количество бюллетеней, переданных по актам. При таких обстоятельствах и принимая во внимание иные имевшие место при голосовании нарушения (обнаружение на одном из избирательных участков в ящиках для голосования большего количества бюллетеней, чем было выдано членами участковой комиссии) суд посчитал невозможным с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

15. Законодательство возлагает ответственность за правильность передачи, получения и хранения бюллетеней на председателей комиссий, как передающей, так и получающей бюллетени. Прежде всего это означает, что именно на них ложится обязанность организации передачи и получения бюллетеней и осуществления контроля за соблюдением установленного законом порядка передачи бюллетеней. При этом председатели комиссий не вправе ссылаться на действия (бездействие) иных лиц, включая членов комиссий, как на обстоятельство, освобождающее их от ответственности за правильность передачи, получения и хранения бюллетеней. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные требования, касающиеся совершаемых с бюллетенями действий. Так, согласно статье 118 Избирательного кодекса Костромской области избирательные бюллетени должны подлежать хранению только в опечатанном виде и только в охраняемом помещении. В тех случаях, когда председатели комиссий умышленно нарушают установленный порядок передачи, получения и хранения бюллетеней, они могут быть привлечены к юридической ответственности, если их действия (бездействие) были сопряжены с воспрепятствованием осуществлению избирательных прав граждан или работе избирательных комиссий, комиссий референдума. В зависимости от обстоятельств, которыми сопровождалось нарушение председателями комиссий установленного порядка передачи, получения и хранения бюллетеней, а также характера наступивших последствий они могут быть привлечены к административной (статья 5.23 КоАП РФ) или уголовной (часть 3 статьи 142 УК РФ) ответственности. К ответственности по указанным статьям КоАП РФ и УК РФ могут быть привлечены и иные виновные лица.

16. В качестве одной из гарантий, исключающих использование поддельных бюллетеней, закон устанавливает, что на лицевой стороне всех полученных участковой комиссией бюллетеней в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов этой комиссии, которые должны быть заверены печатью участковой комиссии. Не заверенные надлежащим образом участковой комиссией бюллетени в соответствии со статьей 68 комментируемого Федерального закона признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что при досрочном голосовании в помещении ТИК (ИКМО или ОИК) на основании статьи 65 комментируемого Федерального закона выдаваемый избирателю (участнику референдума) бюллетень заверяется подписями двух членов ТИК (ИКМО или ОИК) и ее печатью. Решением комиссии право заверения бюллетеней может быть возложено персонально на нескольких членов комиссии. Решением комиссии, организующей выборы (референдум), может быть установлена и дополнительная степень защиты избирательного бюллетеня, например, еще одна (третья) подпись члена комиссии, дополнительная печать и т.п. 1

17. В соответствии с избирательным законодательством в случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидатов, списка кандидатов после изготовления бюллетеней ТИК, ОИК, УИК вычеркивают в бюллетенях соответствующие сведения о таких кандидатах и избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. Принципиально важное значение имеет требование о том, что вычеркивание в бюллетенях данных о соответствующих кандидатах (списках кандидатов) может иметь место только по указанию и в порядке, установленном зарегистрировавшей их избирательной комиссией. Практике известны случаи, когда накануне дня голосования или непосредственно в день голосования предпринимаются попытки, используя телефонные звонки или факсимильные сообщения со ссылкой на вышестоящие избирательные комиссии, добиться необоснованного вычеркивания отдельных кандидатов (списков кандидатов) из бюллетеней. Поэтому необходимо оформлять соответствующее указание надлежащим образом и официально доводить его до сведения нижестоящих избирательных комиссий. Целесообразно при этом доводить до нижестоящих комиссий и порядок вычеркивания, в частности, линия вычеркивания должна попадать в том числе на квадрат, предназначенный для проставления отметки избирателя, расположенный напротив фамилии (наименования) кандидата (избирательного объединения). Комментируемый Федеральный закон также предусматривает, что при необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, они могут быть предприняты по решению комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов). Такое решение может быть принято ей как по собственной инициативе, так и по решению вышестоящей комиссии или суда. При этом важно учитывать, что указанию комиссии такие исправления сведений о кандидатах, избирательных объединениях, упомянутых в изготовленных бюллетенях, могут быть сделаны членами ТИК, ОИК, УИК от руки либо с использованием технических средств.

_______________
1 В частности, постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 апреля 2001 года № 125/1243-3 «Об установлении дополнительной степени защиты избирательного бюллетеня для голосования на повторных дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Ингушскому одномандатному избирательному округу № 12, Республика Ингушетия» было предусмотрено использование в указанных целях, кроме печати, специального штампа // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2001. № 3 (117).

18. Комментируемый пункт устанавливает порядок внесения изменений в изготовленные бюллетени в тех случаях, когда такие изменения не могут быть осуществлены путем вычеркивания данных о кандидатах, списках кандидатов или уточнения сведений о них. При принятии в соответствии с законом менее чем за десять дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов (списков кандидатов), о передаче при проведении повторного голосования места следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего после изготовления бюллетеней избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), вправе принять решение о внесении в отпечатанные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате (списке кандидатов) от руки или с использованием технических средств. При внесении в отпечатанные бюллетени данных о зарегистрированных кандидатах (списках кандидатов) необходимо учитывать, что такие действия могут иметь место по решению соответствующей избирательной комиссии лишь при условии, что появление таких кандидатов произошло менее чем за десять дней до дня голосования. В противном случае соответствующей избирательной комиссии следует принять меры по утверждению нового текста бюллетеня, изготовлению нового тиража бюллетеней, передаче их в нижестоящие комиссии и уничтожению ранее изготовленного тиража. Важно также подчеркнуть, что и тогда, когда до дня голосования остается менее указанного в комментируемом пункте десятидневного срока, законодательство оставляет избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов либо передавшей место следующему зарегистрированному кандидату взамен выбывшего, возможность действовать по своему усмотрению и изготовить новые бюллетени, так как принятие решения о внесении в отпечатанные бюллетени каких-либо изменений от руки или с использованием технических средств является правом, а не обязанностью комиссии.

19. В качестве единственного исключения из правил, установленных для печатания избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, комментируемый Федеральный закон оговаривает возможность их изготовления участковой избирательной комиссией, комиссией референдума. При этом исчерпывающим образом оговариваются условия, при наличии которых допускается изготовление бюллетеней самими участковыми комиссиями.

Во-первых, такое изготовление бюллетеней может иметь место только в исключительных случаях в соответствии с комментируемым Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Об исключительном характере предусмотренных законодательством случаев могут свидетельствовать объективные обстоятельства, при наличии которых изготовление и передача бюллетеней в конкретные участковые комиссии в общем порядке невозможны. Так, при организации голосования на участках, образованных на судах, находящихся в день голосования в плавании, доля судовых участковых комиссий, вынужденных самостоятельно изготавливать бюллетени, колеблется от 15–20 процентов (Камчат­ская область) до 50 процентов (Архангельская область).

Во-вторых, изготовление бюллетеней силами участковых комиссий допускается только в отношении избирательных участков, участков референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также за пределами территории Российской Федерации. Следует заметить, что поскольку приведенный в законодательстве перечень избирательных участков, участков референдума является исчерпывающим, постольку в иных условиях печатание бюллетеней самими участковыми комиссиями невозможно.

В-третьих, изготовление бюллетеней должно осуществляться непосредственно участковой комиссией при помощи компьютеров, ксероксов или иных технических средств, а при их отсутствии вручную, по установленной форме. Тем самым комментируемый Федеральный закон не предусматривает привлечение к изготовлению бюллетеней участковыми комиссиями иных лиц или организаций. Это вполне объяснимо, так как в указанных случаях возможности участковых комиссий в привлечении к изготовлению бюллетеней квалифицированных специалистов сведены практически к минимуму, а кроме того в условиях, когда обеспечение необходимой степени защиты бюллетеней невозможно, изготовление их силами непосредственно участковых комиссий способствует предотвращению неконтролируемого тиражирования бюллетеней.

В-четвертых, печатание избирательной документации может иметь место только по решению участковой комиссии, которое в обязательном порядке должно быть согласовано с вышестоящей комиссией и содержать указание относительно тиража и сроков изготовления бюллетеней.

Федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации могут содержать дополнительные гарантии избирательных прав граждан при изготовлении бюллетеней силами участковых комиссий в указанных случаях. Допустимым является также дополнительное урегулирование особых условий изготовления бюллетеней комиссиями, организующими проведение выборов и референдума 1 .

20. Для обеспечения правильного подсчета голосов и достоверного установления результатов волеизъявления избирателей (участников референдума) важное значение имеет погашение неиспользованных бюллетеней. Комментируемый Федеральный закон требует, чтобы в день голосования, сразу после его завершения, во всех комиссиях, в которых остались неиспользованные бюллетени, они в обязательном порядке должны быть пересчитаны и погашены. В участковых комиссиях эта процедура осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 68 комментируемого Федерального закона. В иных комиссиях о погашении неиспользованных бюллетеней составляется акт с обязательным указанием в нем числа погашенных бюллетеней. При этом специально предусматривается, что при погашении бюллетеней иными комиссиями вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, зарегистрированные кандидаты или их доверенные лица, уполномоченные представители либо доверенные лица избирательных объединений, члены или уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные), а также представители средств массовой информации.

_______________
1 Например, Рекомендациями по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации на судах, находящихся в день голосования в плавании, при проведении выборов Законодательного Собрания Приморского края, утвержденными решением Избирательной комиссии Приморского края от 14 сентября 2006 года № 825/98, предусматриваются обязанности соответствующих окружных (территориальных) комиссий направлять в адрес образованных на морских судах, находящихся в плавании, участковых комиссий через радиоцентр или факсимильной связью информацию, необходимую для изготовления избирательных бюллетеней.

Погашенные бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой документацией до передачи в вышестоящую избирательную комиссию. При этом общий срок хранения бюллетеней (включая погашенные) в соответствии с пунктом 10 статьи 70 комментируемого Федерального закона устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Россий­ской Федерации, но не может составлять менее одного года со дня официального опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдума.

21. При применении для голосования на выборах, референдуме комплекса для электронного голосования изготовление бюллетеня на бумажном носителе (в документальном виде) не предусматривается. В этом случае используется электронный бюллетень, форма и текст которого должны быть утверждены соответствующей комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования с соблюдением всех требований, закрепленных в пунктах 5–10 комментируемой статьи и предъявляемых к содержанию бюллетеня. При проведении повторного голосования текст электронного бюллетеня подлежит утверждению одновременно с принятием решения о назначении повторного голосования. Иные условия, предъявляемые к порядку подготовки электронного бюллетеня, дополняющие и конкретизирующие упомянутые требования, могут быть установлены ЦИК России.