Личный кабинет
избирателя
 

Статья 71. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы

 

1. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Организация и проведение повторного голосования, в том числе порядок размещения в бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с законом.

Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.

2. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом.

3. Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место по решению избирательной комиссии, определяющей результаты выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

4. Утратил силу.

5. Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, – полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 70 настоящего Федерального закона, орган, уполномоченный на то законом, назначает повторные выборы.

6. Повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом. Если основные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления проводились во второе воскресенье марта и по их результатам законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо местного самоуправления не было избрано, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором проводились соответственно основные выборы в указанный орган, основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – в день голосования на этих выборах. Если основные выборы были назначены в связи с досрочным прекращением полномочий указанного органа, либо депутатов указанного органа, либо выборного должностного лица местного самоуправления, повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье марта либо во второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – в день голосования на этих выборах, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

7. При назначении повторных выборов в случае, если полномочия окружных и участковых избирательных комиссий не истекли, организующая выборы избирательная комиссия обязана распорядиться либо о продлении срока полномочий этих избирательных комиссий, либо о формировании этих избирательных комиссий в новом составе.

8. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

9. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

10. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

11. Утратил силу.

12. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

13. Законом не может быть установлен порядок, в соответствии с которым в случае отмены решения о регистрации депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, выборного должностного лица, а равно в случае досрочного прекращения полномочий указанного депутата и выборного должностного лица избирательная комиссия принимает решение о регистрации депутатом, выборным должностным лицом кандидата, следующего по числу полученных голосов.

1–3. Комментируемые пункты устанавливают основные гарантии избирательных прав граждан при проведении повторного голосования. Оно может иметь место в случае, когда соответствующим законом будет установлена так называемая двухтуровая система голосования (голосование в два тура: общее голосование и повторное голосование по двум или более кандидатурам). На федеральном уровне такая система установлена Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», в котором предусмотрено, что повторное голосование проводится по двум кандидатурам, если на общих выборах ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, принявших участие в голосовании (мажоритарная избирательная система абсолютного большинства). При проведении второго тура необходимо набрать абсолютное большинство действительных голосов избирателей (в данном случае имеются ввиду голоса избирателей, содержащиеся в избирательных бюллетенях, признанных действительными; следует отметить, что комментируемый Федеральный закон не содержит понятие «действительный голос»). Комментируемый Федеральный закон не устанавливает ограничения для проведения повторного голосования и более чем по двум кандидатурам, если это будет предусмотрено законом, например, если будет установлено, что после проведения первого тура голосования во второй тур выходят все кандидаты, набравшие более 15 процентов голосов избирателей. Обязательным условием проведения второго тура голосования (повторного голосования) является наличие при проведении первого тура более двух кандидатов.

Комментируемый пункт 2 устанавливает единое правило для признания избранным кандидата при повторном голосовании: большинство действительных голосов избирателей: абсолютного большинства в случае повторного голосования по двум кандидатурам или, в исключительных случаях – по одной кандидатуре, и относительного, если законом будет предусмотрена возможность проведения повторного голосования более чем по двум кандидатурам.

В комментируемом пункте 3 предусматриваются ситуации, связанные с выбытием кандидатов, по которым проводится повторное голосование. В частности, предусмотрено, что голосование во втором туре может проводиться по одной кандидатуре, если изначально было назначено повторное голосование по двум (или более) кандидатурам, но все кандидаты, кроме одного, выбыли по различным обстоятельствам. Данное положение соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 11 июня 2002 года № 10-П. В пункте 6 мотивировочной части указанного постановления указано, что законодатель для обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов в сфере реализации избирательных прав и осуществления народовластия через избираемые органы государственной власти вправе предусмотреть второй тур выборов, т.е. повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, которое проводится в случае, если в результате голосования в первом туре ни один из кандидатов, включенных в избирательный бюллетень, не получил необходимое для избрания число голосов избирателей. Поскольку в первом туре избиратели имели реальную возможность свободного выбора из нескольких кандидатов, т.е. свободные выборы на альтернативной основе были проведены, и поскольку законодатель не исключает возможность отмены регистрации кандидата, включенного в бюллетень для повторного голосования, в связи с чем независимо от воли избирателей на день проведения повторного голосования в избирательном бюллетене может остаться только одна кандидатура, федеральный законодатель в целях обеспечения результативности выборов правомочен предусмотреть возможность проведения повторного голосования по одной кандидатуре, которое, по смыслу статьи 3 (части 2 и 3), 19 (части 1 и 2), 32 (части 1 и 2), 71 (подпункт «в») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, должно осуществляться на основе общепризнанных принципов народовластия и демократического большинства как одного из важнейших критериев легитимности выборов 1 . Установление же запрета на проведение повторного голосования в случае, когда на день его проведения в избирательном бюллетене осталась только одна кандидатура, представляет собой ограничение избирательных прав граждан, которое нельзя ввести без соблюдения критериев, установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

5–7. Комментируемые пункты изложены в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, что обусловлено концепцией перехода к проведению голосования в единые даты: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. Повторные выборы проводятся после основных либо дополнительных выборов, по результатам которых депутатский мандат, выборная должность остались вакантны (не замещены). Повторные выборы проводятся в следующих случаях: а) если выборы признаны несостоявшимися; б) если выборы признаны недействительными; в) если кандидат, набравший необходимое число голосов для избрания, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата или выборного должностного лица; г) в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 70 комментируемого Федерального закона, т.е. при наличии незамещенных мандатов по результатам выборов в многомандатном избирательном округе.

В комментируемой норме учитывается, что, как правило, основные выборы проводятся во второе воскресенье марта (статьи 10 и 81 1 комментируемого Федерального закона). Поэтому, как правило, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября. В норме учитываются три ситуации, связанные с назначением повторных выборов:

а) представительный орган избран в правомочном составе, но несколько мандатов осталось незамещенными;

б) представительный орган не избран в правомочном составе, должностное лицо не избрано, но соответственно, представительный орган прежнего созыва, прежнее выборное должностное лицо продолжают исполнение своих полномочий;

в) представительный орган не избран в правомочном составе, должностное лицо не избрано, и при этом соответственно, представительный орган прежнего созыва, прежнее выборное должностное лицо прекратили свои полномочия (в связи с выбытием всех депутатов по собственному желанию, сложением полномочий выборного должностного лица по собственному желанию, роспуска представительного органа, соответствующего судебного решения, отзыва и т.п.).

_______________
1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда» // СЗ РФ. 2002. № 25. Ст. 2515.

В первых двух случаях федеральный законодатель не видит разницы в правовых последствиях в части определения срока повторных выборов: они должны пройти в ближайшее второе воскресенье: или марта или октября, а если ближайшее второе воскресенье этих месяцев выпадает на праздничный день – то первое воскресенье (пункт 6 статьи 10 комментируемого Федерального закона), а в год выборов депутатов Государственной Думы – в день этих выборов. В данном случае учитывалось, что неизбрание представительного органа в правомочном составе, равно как и неизбрание должностного лица не влечет автоматического прекращения полномочий представительного органа прежнего состава, должностного лица, замещающего должность на момент избрания. В частности, в отношении федеральных органов государственной власти это правило вытекает из положений части 1 статьи 92 и части 4 статьи 99 Конституции Российской Федерации.

Как указано в пункте 7 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1997 года, к нарушениям права граждан избирать и иметь своих представителей для участия в управлении делами государства ведет и автоматический роспуск представительных органов в связи с истечением срока полномочий, если не обеспечивается их замена на основе не противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам правовых актов субъектов Российской Федерации 1 .

В третьем случае, когда соответствующий выборный орган отсутствует, повторные выборы должны быть проведены в более ранние сроки – не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов (т.е. со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными и т.п.).

Период избирательной кампании на повторных выборах не должен превышать сроки, указанные в пункте 7 статьи 10 комментируемого Федерального закона. Таким образом, назначение повторных выборов может происходить значительно позднее дня появления основания для проведения повторных выборов. Вместе с тем согласно пункту 6 комментируемой статьи указанные в пункте 7 статьи 10 комментируемого Федерального закона периоды могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ в комментируемую норму внесены уточнения, согласно которым указанное сокращение осуществляется непосредственно при назначении повторных выборов. Согласно пункту 2 статьи 25, пункту 2 статьи 27 комментируемого Федерального закона полномочия ОИК, как правило, прекращаются через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, участковой избирательной комиссии – через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов. Однако в соответствии с пунктом 7 комментируемой статьи 71 данный срок может быть продлен.

_______________
1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1997 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года № 315 «О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года «О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области» и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года «О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» (в редакции от 9 ноября 1995 года) // СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2383.

8–9. Комментируемые пункты устанавливают общие правила назначения дополнительных выборов, т.е. выборов, которые проводятся на вакантный мандат депутата (вакантные мандаты депутатов) в правомочном представительном органе. Дополнительные выборы имеют следующие признаки: а) они проводятся при наличии вакантного депутатского мандата, т.е. мандата, замещенного при основных выборах, но ставшего вакантным в результате того, что полномочия замещавшего его депутата были досрочно прекращены; б) они могут проводиться только в коллегиальный орган; в) при дополнительных выборах депутат избирается на срок меньший, чем при основных, так как этот срок ограничен сроком полномочий органа, в который он избирается.

Пункт 8 комментируемой статьи изложен в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, что обусловлено концепцией перехода к проведению голосования в единые даты: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. В данном случае по правовым последствиям различаются два случая: в результате досрочного прекращения полномочий депутатов представительный орган остался в правомочном либо неправомочном составе. В первом случае дополнительные выборы проводятся не позднее чем через год до дня появления вакантного мандата, во втором – не позднее чем через четыре месяца (по вопросу сокращения сроков избирательных действий см. комментарий к пункту 6).

Дополнительные выборы, общие правила назначения и проведения которых регулируются комментируемой статьей, следует отличать от указанных в пункте 3 статьи 10 комментируемого Федерального закона досрочных выборов, т.е. основных выборов, проводящихся в случае одновременного досрочного прекращения полномочий депутатов представительного органа. Кроме того, согласно пункту 12 комментируемой статьи когда выбыло несколько депутатов, а проведение повторных или дополнительных выборов не может состояться в связи с тем, что срок полномочий избранных депутатов составит менее года, а законодательный (представительный) орган государственной власти, орган местного самоуправления остается в неправомочном составе, назначаются новые основные выборы 1 .

_______________
1 Согласно пункту 2 части 6 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. В случае наличия такого решения суда проводятся досрочные выборы // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2004. № 25. Ст. 2484; № 33. Ст. 3368; 2005. № 1. Ч. 1. Ст. 9, 12, 17, 25, 37; № 17 Ст. 1480; № 27. Ст. 2780; № 30. Ч. 1. Ст. 3104, 3108; № 42. Ст. 4216; 2006. № 1. Ст. 9, 10, 17; № 6. Ст. 636; № 8. Ст. 852; № 23. Ст. 2380; № 30. Ст. 3296; № 31. Ч. 1. Ст. 3427; № 43. Ст. 4412.

В пункте 8 содержится норма прямого действия, согласно которой в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, выборы назначаются и проводятся лишь в том случае, если в избирательном округе замещено менее двух третей мандатов. Например, если согласно пункту 8 статьи 18 комментируемого Федерального закона число мандатов в многомандатном избирательном округе равно пяти, а вакантен один мандат, дополнительные выборы не проводятся. Если же вакантны два и более мандата, назначаются дополнительные выборы. Вместе с тем данное правило не применяется, если законом установлены иные основания назначения дополнительных выборов в многомандатных избирательных округах. В частности, может предусматриваться проведение дополнительных выборов в случае наличия хотя бы одного вакантного мандата, возможность избрания на основных выборах «запасных» депутатов и т.п.

При проведении дополнительных выборов в представительные органы, избранные по многомандатным избирательным округам (в том числе с разным числом мандатов) возникает вопрос о том, сколько голосов у избирателя на таких дополнительных выборах. В рассматриваемом случае необходимо учитывать, по какому количеству мандатов могут назначаться дополнительные выборы депутата по многомандатному избирательному округу. В частности, если образовывались двухмандатные избирательные округа, такие выборы могут назначаться и проводиться в целях замещения одного вакантного депутатского мандата. С учетом того, что подпунктом 30 статьи 2 комментируемого Федерального закона избирательный округ определен как территория, от которой непосредственно избирается депутат (депутаты), и исходя из конституционного принципа равного избирательного права, на любых дополнительных выборах в такой представительный орган избиратель может иметь число голосов, равное минимальному числу мандатов, которое может замещаться на дополнительных выборах. Кроме того, с учетом пункта 33 статьи 38 комментируемого Федерального закона следует учитывать, что на дополнительных выборах депутата по многомандатному избирательному округу, назначенных в целях замещения, например, одного вакантного депутатского мандата, голоса избирателей не могут носить кумулятивный характер.

Период избирательной кампании на дополнительных выборах не должен превышать периоды, указанные в пункте 7 статьи 10 комментируемого Федерального закона. Таким образом, принимая во внимание, что в комментируемом пункте установлен годичный срок, дополнительные выборы можно назначать значительно позднее появления вакантного мандата. В случае когда дополнительные выборы будут признаны несостоявшимися (основания их признания несостоявшимися такие же, что и для основных выборов), недействительными, кандидат, набравший необходимое число голосов для избрания, не сложит с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, назначаются повторные дополнительные выборы.

Повторные и дополнительные выборы проводятся с соблюдением тех же правил, что и основные выборы. Исключения должны быть оговорены законом. Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 32 комментируемого Федерального закона при проведении повторных выборов депутата и дополнительных выборов на вакантный мандат в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, органе местного самоуправления не может быть зарегистрирован кандидат, являющийся депутатом (членом) этого органа. Пунктом 3 статьи 51 также предусмотрено, что объем бесплатного эфирного времени, представляемого зарегистрированным кандидатам при проведении повторных и дополнительных выборов, устанавливается законом.

На практике возникают проблемы при проведении дополнительных выборов, а также повторных выборов в представительные органы после внесения изменений в законодательство. Вводя в силу эти изменения, следует учитывать, что с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 10 июля 1995 года № 9-П 1 , правила определения результатов выборов (признания выборов состоявшимися либо несостоявшимися, кандидатов – избранными) не должны изменяться для избираемых депутатов соответствующего созыва на протяжении действия этого созыва.

10–13. Установленное пунктом 10 комментируемой статьи правило относится к различным случаям появления вакантных депутатских мандатов в конце срока полномочий представительного органа. Повторные выборы могут быть назначены в этот временной период в случае признания недействительными выборов по решению суда, вступившему в законную силу много после определения результатов общих выборов. Может появиться основание для назначения повторных дополнительных выборов. Годичный срок, установленный в комментируемом пункте 10, следует исчислять исходя из того, что при его соблюдении день голосования будет приходиться на последний год полномочий представительного органа.

Поскольку в комментируемом пункте 10 установлен категорический запрет проведения выборов, если депутат избирается на срок менее года, комментируемый Федеральный закон регулирует ситуацию, когда при этом представительный орган остается в неправомочном составе: в этом случае проводятся основные выборы депутатов нового созыва, на которых они избираются на полный срок полномочий.

В комментируемом пункте 13 содержится прямой запрет на такой способ замещения вакантных депутатских мандатов, освобождения от должности выборного должностного лица, который ведет к искажению волеизъявления избирателей. Вместе с тем этот запрет не исключает возможности устанавливать законом какие-либо иные способы замещения вакансий, адекватно отражающие волю избирателей. Например, таким способом является замещение вакантных депутатских мандатов в списке кандидатов, допущенном к распределению депутатских мандатов, согласно которому мандат переходит первому кандидату из списка, ранее не получившему депутатский мандат.

_______________
1 СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2860.

 

НОВОСТИ ЦИК РОССИИ
 
НОВОСТИ ИЗ РЕГИОНОВ
 
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ