АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

Доклад заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации С.В. Вавилова на 5 заседании ЦИК России 14 апреля 2011 года «О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших 13 марта 2011 года»

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Одно из авторитетных аналитических изданий, анализируя итоги выборов 13 марта 2011 года, делает два весомых заключения, с которыми лично я согласен. Первое – это бесспорно справедливый характер прошедших выборов, второе – то, что наблюдается четкая тенденция к увеличению процента явки избирателей в среднем на 5–10 процентов. Последнее событие, несмотря на отдельные высказывания о крахе доверия к избирательной системе, математически объективно и, безусловно, отображает повышенный интерес к выборам и тот конструктивный диалог, который в последнее время сложился в отношениях между избирательной системой и гражданским обществом. Интересной особенностью и новостью этих выборов было и то, что на них избирались региональные депутаты, которые потенциально могут войти в состав Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

И одна приятная новость. Вероятнее всего скоро произойдет событие, которое по нашему мнению может ликвидировать одно из существующих «яблок раздора» между избирательными комиссиями, политическими партиями и кандидатами, я имею в виду тот факт, что четыре думские фракции внесли в Госдуму законопроект, устанавливающий единую форму подписного листа. Надеюсь, он будет принят, и это существенно уменьшит количество избирательных споров.

Переходя от общих мыслей к конкретике, сообщаю вам, что 13 марта 2011 года единый день голосования состоялся в 74 субъектах Российской Федерации. Проведено свыше 3 тысяч избирательных кампаний по выборам различного уровня и кампаний местных референдумов.

В ходе выборов замещено свыше 20 тысяч депутатских мандатов и выборных должностей. Активным избирательным правом на этих выборах могли воспользоваться около 24 млн. избирателей.

Кандидаты от всех семи политических партий принимали участие в выборах. Но не все политические партии, зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации, выдвинули своих кандидатов во всех избирательных округах субъектов Российской Федерации.

Ситуация, связанная с обращениями в избирательные комиссии граждан и избирательных объединений, из года в год и в пересчете на единицу голосований, приблизительно стабильна и действительно объективно демонстрирует возможности гражданского общества в осуществлении контроля за подготовкой, организацией и проведением выборов. Говоря об этой объективности, я имею в виду то, что сама избирательная система уж точно не влияет на количество и качество поданных жалоб и этот показатель может подвергаться действительно научному анализу. Именно поэтому, и я это подчеркиваю почти в каждом докладе, ЦИК России рассматривает жалобы как индикатор избирательного процесса и наблюдает за ним самым серьезным образом.

По инициативе Ассоциации «Гражданский контроль» в Россию прибыла группа иностранных наблюдателей из стран ЕС: Австрии, Венгрии, Германии, Италии, Латвии, Литвы, Польши, Финляндии, депутаты Европарламента и национальных парламентов, международные эксперты. Они наблюдали за ходом голосования и подведением его итогов в Республике Коми, Кировской, Московской, Оренбургской и Тверской областях и дали свои оценки (в целом положительные) организации единого дня голосования.

Мы выражаем искреннюю благодарность всем участникам общественного контроля. Ваши предложения и замечания оказывают существенное влияние на развитие и совершенствование избирательной системы Российской Федерации.

Но точку в этом вопросе мы не ставим, работа будет продолжаться с участием НМС и другими институтами гражданского общества.

В ходе подготовки к единому дню голосования 13 марта 2011 года в соответствии с пунктом 4 статьи 20, пунктом 10 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляла контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации нижестоящими избирательными комиссиями.

Жалобы, поступившие в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Во исполнение указанных норм закона Центральной избирательной комиссией Российской Федерации было рассмотрено 672 обращения; факты нарушений подтвердились в 90 случаях, или в 13,4 процента. (14 марта 2010 года факты подтвердились в 63 случаях, или почти в 15 процентах, 10 октября 2010 года – в 66 или в 11,4 процента).

В день голосования в ЦИК России поступило 90 обращений, связанных с проведением выборов депутатов региональных законодательных собраний, из них 50 – от представителей политических партий. Это на 14 обращений больше, чем в единый день голосования 10 октября прошлого года.

Наибольшее число поступивших обращений связано с вопросами проведения предвыборной агитации – 151, из них 21 – это жалобы на неправомерные действия при проведении агитационных кампаний в установленные сроки (14 марта 2010 года – соответственно 75 и 59, 10 октября 2010 года – 80 и 70). Значительный рост обращений связан с применением на этих выборах противоправной предвыборной агитации.

По сравнению с предыдущим единым днем голосования, который проводился 10 октября 2010 года, уменьшилось число обращений, связанных с вопросами регистрации кандидатов, заверения и регистрации списков кандидатов, регистрации доверенных лиц, аннулирования регистрации кандидатов. В ЦИК России поступило 108 таких обращений, а 10 октября 2010 года их было 187. Мы считаем, что положительная динамика связана с циклом совещаний и обучающих семинаров, проводимых ЦИК России и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации совместно с политическими партиями. Однако в этот раз количество жалоб по данному вопросу, рассмотренных на заседаниях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, стало заметным – 21 жалоба, из них удовлетворены 11.

География поступивших обращений такова: 64 обращения (9,5 % от общего числа обращений) поступило из Владимирской области, подтвердилось каждое третье; из Республики Коми – 61 обращение (9 %), подтвердилось каждое восьмое; из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 54 (около 8 %), подтвердились каждое пятое.

Среди субъектов, направивших обращения в ЦИК России о нарушениях избирательного законодательства, преобладают избиратели (206, или 30,7 %; факты подтвердились лишь в 23 обращениях, или почти 12 %). Но по сравнению с 10 октября 2010 года их количество значительно уменьшилось при одновременном росте числа обращений от представителей политических партий. Это естественно, ведь началась подготовка к федеральным выборам.

От представителей политических партий поступило 170, или каждое четвертое обращение; подтвердилось 20, или каждое девятое. (На выборах 10 октября 2010 года от представителей политических партий поступило 76 обращений, или почти каждое восьмое, а подтверждение нашли 17, или почти каждое пятое). Надо отметить, что при росте количества обращений такого рода уменьшилась доля подтвержденных обращений от представителей политических партий.

Характерной особенностью прошедшей избирательной кампании является преднамеренная, подчеркиваю это слово, многократность обращений одних и тех же заявителей во все избирательные комиссии по вопросам, уже рассматривавшимся комиссией, организующей выборы. Так, представителем одного из избирательных объединений в ЦИК России была направлена 51 жалоба, а из них подтвердилось всего 4. Народная молва говорит, что хлеб насущный можно намолоть и в войне с ветряными мельницами.

Жалобы, рассмотренные на заседаниях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В порядке реализации норм пункта 10 статьи 21 и пунктов 6, 7 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на заседании ЦИК России было рассмотрено 22 жалобы на решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, из которых 11 жалоб удовлетворены.

20 жалоб касалось вопросов отказа в регистрации кандидатам, одна –исключения кандидатов из списка кандидатов, одна – предвыборной агитации.

Наибольшее количество жалоб поступило на решения Избирательной комиссии Владимирской области и территориальной избирательной комиссии Суздальского района – 9. И все они были нами удовлетворены.

Что это – незнание закона, халатность, боязнь принять решение или все-таки решение в чью-то пользу? В связи с этим ЦИК России еще раз обращает внимание на необходимость строго соблюдения избирательными комиссиями своих обязанностей, вытекающих из требований пункта 11 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Восстановление нарушенных прав позволило пяти кандидатам продолжить участие в выборах, они получили весьма достойные результаты в ходе голосования, хотя и не были избраны депутатами.

Еще четыре жалобы из упомянутых выше девяти были нами удовлетворены, а кандидаты зарегистрированы на выборах в органы местного самоуправления Суздальского района и городского поселения города Суздаль. Таким образом, после вмешательства ЦИК России четыре кандидата были зарегистрированы. Один из них избран депутатом, за него проголосовал 41 процент избирателей, пришедших на выборы.

Были удовлетворены и две жалобы из четырех, поступивших на решения Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. ЦИК России отменила решения об отказе в регистрации двух кандидатов в депутаты Думы автономного округа, выдвинутых региональным отделением Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

Без удовлетворения оставлены жалобы, поступившие на решения избирательных комиссий Ставропольского края и Калининградской области (по 4 жалобы), на решение Избирательной комиссии Республики Дагестан (одна жалоба).

Оснований для отмены решений избирательных комиссий мы не нашли, жалоба оставлена без удовлетворения.

Жалобы, поступившие в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. 13 марта 2011 года состоялись выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти в 12 субъектах Российской Федерации.

В избирательные комиссии субъектов Российской Федерации поступило 653 обращения о нарушениях избирательного законодательства на выборах данного уровня. Из них нашли подтверждение 170.

Наибольшее количество обращений поступило в Избирательную комиссию Калининградской области – 192, Избирательную комиссию Тверской области – 108. Количество обращений, конечно, характеризует гражданскую активность и позицию избирательных объединений в вопросах защиты избирательных прав. Для нас это особенно важно. Сам процесс рассмотрения жалоб на нарушения избирательного законодательства выявляет многое: недочеты, ошибки, избирательные технологии, в том числе и противоправные, профессиональный уровень организаторов выборов и участников избирательного процесса. Поскольку сведения подтвердились в каждом втором обращении в Избирательную комиссию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и в Избирательную комиссию Республики Коми, а также в каждом третьем обращении – в Избирательную комиссию Курской области, подобная статистика может носить как положительный, так и отрицательный характер, поэтому нуждается в дополнительном анализе работы как избирательных комиссий, так и политических партий.

В день голосования на выборах депутатов региональных законодательных собраний не поступало обращений в избирательные комиссии Республики Коми, Кировской, Оренбургской, Тверской областей и Чукотского автономного округа. В остальные избирательные комиссии семи субъектов Российской Федерации поступило 112 обращений, из которых подтвердилось 20. Наибольшее количество обращений в этот день на выборах этого уровня поступило в Избирательную комиссию Калининградской области – 59, подтвердилась каждая 10-я.

По итогам рассмотрения обращений выявлены недостатки в работе избирательных комиссий и проблемы при подготовке кадров в региональных и местных отделениях политических партий. Обучение – наиважнейшая задача для избирательных комиссий и политических партий. Этот постулат звучит особенно актуально в преддверии федеральных выборов.

В единый день голосования прошли выборы депутатов представительных органов муниципальных образований административных центров 10 субъектов Российской Федерации.

В избирательные комиссии субъектов Российской Федерации на выборах данного уровня поступило 82 обращения о нарушениях избирательного законодательства. Из них нашли подтверждение 20, или четвертая часть.

Наибольшее количество обращений поступило в избирательные комиссии Владимирской области – 25, Саратовской области – 14, Кемеровской области – 11.

Таким образом, всего в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации на выборах депутатов региональных законодательных собраний и депутатов представительных органов административных центров поступило 735 обращений, подтвердилось каждое четвертое, а в ЦИК России – 672 обращения, подтвердилось каждое седьмое.

Еще одна важная тема. Повышение политической конкуренции привело к использованию различных форм незаконной агитации. Это одна из наиболее острых проблем любой избирательной кампании.

Поэтому 8 февраля этого года, здесь, в зале заседаний ЦИК России, проходило совещание по вопросам предвыборной агитации и иным вопросам информационного обеспечения выборов, в котором приняли участие представители политических партий. Но, несмотря на все предпринимаемые нами меры по обучению кадров, разъяснению избирательного законодательства, количество жалоб, касающихся агитационной деятельности кандидатов и избирательных объединений, значительно возросло. В большинстве случаев нарушения носили типичный характер – это изготовление и распространение анонимных печатных агитационных материалов, материалов без выходных данных, оплата изготовления и распространения агитационных материалов помимо избирательного фонда и ряд других.

Как и предыдущая избирательная кампания, выборы 13 марта 2011 года показали, что «жертвами» незаконной агитационной деятельности стали кандидаты всех политических партий. В ряде случаев не были установлены ни лица, совершавшие правонарушения, ни их организаторы.

Особая ситуация сложилась в Саратовской области. Как отмечают люди с чувством юмора в этом славном городе, «по хронике заявлений, взаимных обид и претензий в ходе избирательной кампании в Саратове можно написать сценарий продолжения остросюжетного фильма «День выборов – 2». С самого начала кампании здесь была развернута информационная война против избирательных комиссий и одной из политических партий. Заранее в Саратове был создан союз оппозиционных партий против еще не существующих фальсификаций. Региональное отделение одной из партий заявило об отказе участвовать в муниципальных выборах, призвало другие партии совместно бойкотировать выборы, называя это «единственным действенным методом политической борьбы в сложившихся реалиях».

А рядовые граждане Саратовской области в своих блогах пишут простую и правильную вещь: «господа депутаты… пора начинать работать на своего избирателя». И нельзя не присоединиться к этому пожеланию.

В прошлых своих выступлениях, посвященных обсуждаемому вопросу, я обещал более или менее постоянную рубрику доклада – это курьезные случаи, встречающиеся в жалобах и заявлениях, с установлением своеобразного рейтинга курьезности. На прошедших выборах, к сожалению или счастью, не знаю, но нашелся только один «нестандартный» случай, который и занимает первое место, а именно: на имя Председателя ЦИК России из Ханты–Мансийского автономного округа пришла жалоба гражданки Н., которая, вспоминая события начиная с 80-х годов прошлого века, пришла к выводу, что ее бывший муж не достоин быть депутатом определенного уровня.

И снова серьезно. Судебная практика. В ходе прошедших выборов законодательных (представительных) органов государственной власти и муниципальных выборах в административных центрах субъектов Российской Федерации судами рассмотрено 246 жалоб и обращений, из них удовлетворено 36, или 14,6 процента. Эта цифра из выборов в выборы тоже более или менее стабильна.

Организация прошедшей избирательной кампании совпала с периодом подготовки и принятия постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащего ответы на многие вопросы, в том числе и на те, которые были сегодня рассмотрены. В заседании Пленума принимал участие Председатель ЦИК России В.Е. Чуров. Подавляющее число предложений ЦИК России нашло поддержку в этом документе. Постановление Пленума опубликовано на сайте Верховного Суда Российской Федерации, на сайте ЦИК России.

Хочу подчеркнуть, что впервые за все время формирования практики применения избирательного законодательства она обобщена Верховным Судом Российской Федерации. Постановление Пленума окажет существенное влияние на единообразное применение норм избирательного законодательства судебными органами и избирательными комиссиями, таких как:

возможность использования паспорта гражданина Российской Федерации, содержащего отметки и записи, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации;

особенности применения подпункта 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определяющего понятие адреса места жительства для целей избирательного права при признании подписей избирателей недействительными и недостоверными.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что сложилась определенная система работы избирательных комиссий с обращениями. В целом жалобы рассматриваются избирательными комиссиями в порядке и сроки, установленные законодательством. Это большая работа, которая ведется в тесном взаимодействии с кандидатами, избирательными объединениями, правоохранительными и судебными органами, затрагивает многие аспекты законодательного, процессуального, организационного, психологического характера. Несмотря на отмеченные недостатки в этой работе, она, вне сомнения, заслуживает положительной оценки.

За эти годы сделано многое, но работа по рассмотрению жалоб требует постоянного совершенствования. Что имеется в виду?

Во-первых, избирательным комиссиям после окончания каждой избирательной кампании необходимо анализировать работу с обращениями, изучать судебную практику рассмотрения избирательных споров, принимать меры по устранению недостатков в этой работе. Материалы о поступлении и рассмотрении жалоб необходимо размещать на своих сайтах. Добротно смотрятся информационные материалы о поступивших обращениях и их анализе на сайтах избирательных комиссий Республики Коми, Хабаровского края, Тверской, Кировской, Курганской, Курской, Тамбовской областей и ряда иных.

Во-вторых, рекомендуем избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации строго соблюдать сроки представления сведений в ЦИК России по рассмотрению обращений о нарушениях избирательного законодательства. Напоминаю, что данное поручение содержится в пункте 3 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 ноября 2009 года № 181/1249-5 «О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов…».

В-третьих, с этой целью необходимо отладить механизм представления указанных сведений в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации из нижестоящих комиссий.

В-четвертых, необходимы дополнительные обучающие мероприятия для членов избирательных комиссий, особенно для председателей, заместителей и секретарей комиссий, в которых подробно разбираются конкретные ситуации нарушений избирательного законодательства, имевшие место в ходе избирательных кампаний.

В-пятых, необходим комплекс мероприятий по разъяснению норм действующего избирательного законодательства для участников избирательного процесса, представителей региональных и местных отделений политических партий, средств массовой информации.

Завершая доклад, я хотел бы повторить некоторые мысли, пусть и не новые, но очень важные, о том, что главным звеном избирательной системы является избиратель, о том, что комиссиям всех уровней нужно работать максимально открыто и в самом тесном взаимодействии с другими участниками избирательного процесса и прежде всего с политическими партиями. О том, что все мы с точки зрения интересов государства не противники в избирательных гонках, а коллеги, ставящие и достигающие единую цель – построение экономически сильного и политически сбалансированного, а значит, демократического государства. Благодарю за внимание.

 

 
НОВОСТИ ЦИК РОССИИ
 
НОВОСТИ ИЗ РЕГИОНОВ