АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

По вопросам о распределении бесплатных эфирного времени, печатной площади, предоставляемых региональными государственными организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации

Председателям
избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации

 

Уважаемые коллеги!

В связи с поступающими в ЦИК России вопросами о распределении бесплатных эфирного времени, печатной площади, предоставляемых региональными государственными организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, при проведении одновременно с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (далее – выборы депутатов Государственной Думы) иных выборов, сообщаем следующее.

Пункт 3 статьи 50 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основных гарантиях) предусматривает специальное положение в случае совмещения выборов: при совпадении на выборах разного уровня периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях общий объем бесплатного эфирного времени, печатной площади не увеличивается без согласия на то организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания.

Нормы об объемах эфирного времени и печатной площади, предоставляемых безвозмездно при проведении различных избирательных кампаний, содержатся как в Федеральном законе об основных гарантиях, так и в специальных законах, регулирующих порядок проведения конкретных выборов.

1. На выборах депутатов Государственной Думы Федеральным законом от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы) установлен минимальный объем бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации: не менее 30 минут по рабочим дням на каждом из каналов организации телерадиовещания в течение агитационного периода, а если общее время вещания составляет менее двух часов в день, – не менее одной четверти общего времени вещания (часть 1 статьи 58). Минимальный объем бесплатного эфирного времени для региональных и муниципальных выборов установлен пунктом 3 статьи 51 Федерального закона об основных гарантиях.

В соответствии с пунктом 1.18 Порядка проведения жеребьевки по распределению между региональными группами кандидатов эфирного времени на каналах региональных государственных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, утвержденного постановлением ЦИК России от 15 июня 2011 года № 15/173-6, выделенный организацией телерадиовещания объем эфирного времени делится в равных долях между всеми избирательными кампаниями, кампаниями референдума, в ходе которых региональная государственная организация телерадиовещания должна предоставить бесплатное эфирное время.

В частности, когда региональная государственная организация телерадиовещания подпадает также и под критерии пункта 3 статьи 47 Федерального закона об основных гарантиях, в связи с чем обязана предоставлять бесплатное эфирное время в том числе на муниципальных выборах, может возникнуть необходимость распределять эфирное время, предоставляемое данной организацией, между участниками федеральных и муниципальных выборов или, при совмещении выборов трех уровней, между участниками федеральных, региональных и муниципальных выборов.

2. На выборах депутатов Государственной Думы Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы установлен минимальный объем бесплатной печатной площади для размещения агитационных материалов политических партий: не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади печатного издания каждую неделю в пределах агитационного периода (часть 2 статьи 59).

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения жеребьевки по распределению между региональными группами кандидатов печатной площади для публикации предвыборных агитационных материалов в региональных государственных периодических печатных изданиях при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, утвержденного постановлением ЦИК России от 15 июня 2011 года № 15/175-6, выделенный редакцией регионального государственного периодического печатного издания объем печатной площади делится в равных долях между всеми избирательными кампаниями, кампаниями референдума, в ходе которых редакция регионального государственного периодического печатного издания должна предоставить бесплатную печатную площадь.

При этом Федеральным законом об основных гарантиях не установлен объем печатной площади, предоставляемой редакцией регионального государственного периодического печатного издания. Пункт 1 статьи 52 указанного Федерального закона содержит отсылки к другим законам, содержащим нормы об объемах печатной площади: на федеральных выборах – к специальным федеральным законам о выборах, на региональных и муниципальных выборах – к соответствующим законам субъектов Российской Федерации.

В законах субъектов Российской Федерации на практике устанавливаются или объемы печатной площади, аналогичные закрепленному  в части 2 статьи 59 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, или объемы, увеличенные по сравнению с указанной нормой.

В первом случае общий объем бесплатной печатной площади, выделяемой редакцией регионального государственного периодического печатного издания при проведении совмещенных выборов, составляет не менее 10 процентов от ее еженедельного объема каждую неделю в течение агитационного периода. Во втором случае такой объем бесплатной печатной площади исчисляется исходя из максимального объема среди объемов, установленных специальными законами, по которым проводятся соответствующие выборы.

3. Пункт 3 статьи 50 Федерального закона об основных гарантиях устанавливает запрет на увеличение общего объема бесплатного эфирного времени, печатной площади без согласия на то организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания. Согласие организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания на увеличение объем эфирного времени, печатной площади по сравнению с гарантиями, закрепленными в соответствующих законах, может быть зафиксировано в виде уведомления об этом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 59 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы предусматривает также обязанность редакции периодического печатного издания опубликовать информацию об общем объеме печатной площади, предоставляемой для проведения предвыборной агитации.

Указанный в уведомлении (публикации) объем эфирного времени (печатной площади) предлагается также распределять в соответствии с вышеизложенными правилами – в равных долях между избирательными кампаниями, в рамках которых предоставляется данное эфирное время (печатная площадь). Вместе с тем, объем эфирного времени (печатной площади) может быть увеличен в сторону предоставления большей доли выборочно, например, для региональной (муниципальной) избирательной кампании при условии обеспечения объема эфирного времени (печатной площади), предусмотренного Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы.

К настоящему письму прилагаются примеры распределения эфирного времени и печатной площади, предоставляемых региональными государственными организациями телерадиовещания и редакциями региональных государственных периодических печатных изданий, подготовленные Правовым управлением Аппарата ЦИК России.

 

В.Е. Чуров

 

Примеры распределения эфирного времени,
предоставляемого региональными государственными организациями телерадиовещания

Пример 1:

В субъекте Российской Федерации одновременно с выборами депутатов Государственной Думы проходят выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Время вещания телеканала региональной организации телерадиовещания составляет два или более часов в день.

На данном канале для проведения предвыборной агитации предоставляется не менее 30 минут по рабочим дням в течение агитационного периода, т.е. 30 минут х 20 рабочих дней = 600 минут эфирного времени за период агитации (05.11.2011 – 03.12.2011).

Это время поровну распределяется между двумя избирательными кампаниями, в рамках которых региональная государственная организация телерадиовещания должна предоставлять эфирное время для проведения предвыборной агитации, т.е. по 600/2 = 300 минут (по 5 часов) на каждую из кампаний.

Пример 2:

В субъекте Российской Федерации одновременно с выборами депутатов Государственной Думы проходят выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборы главы муниципального образования. При этом региональная государственная организация телерадиовещания подпадает под критерии пункта 3 статьи 47 Федерального закона об основных гарантиях.

Время вещания телеканала составляет 12 часов еженедельно, менее двух часов в день. Следовательно, для размещения агитационных материалов предоставляется ¼ общего времени вещания, т. е. по 3 часа в неделю или 12 часов (720 минут) за весь период агитации. Это время поровну распределяется между тремя избирательными кампаниями: 720/3=240, т.е. по 240 минут за период агитации.

Предположим, при распределении времени между участниками федеральных и региональных выборов на каждого зарегистрированного кандидата, каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов, приходится менее 60 минут эфирного времени телеканала, однако на должность главы муниципального образования претендуют три кандидата, на каждого из которых при делении общих 240 минут приходится по 80 минут эфирного времени.

В этом случае, в соответствии с пунктом 3 статьи 51 Федерального закона об основных гарантиях время телеэфира, предоставляемое для размещения агитационных материалов кандидатов на выборах главы муниципального образования, сокращается до 180 минут (по 60 минут на каждого кандидата).

 

Примеры распределения печатной площади,
предоставляемой редакциями региональных государственных периодических печатных изданий

Пример 1:

В субъекте Российской Федерации одновременно с выборами депутатов Государственной Думы проходят выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом в законе субъекта Российской Федерации установлен такой же минимальный объем печатной площади, предоставляемой редакцией регионального государственного периодического печатного издания для проведения агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, как и в Федеральном законе о выборах депутатов Государственной Думы: не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади каждую неделю в пределах агитационного периода.

При вычислении объема печатной площади, которую редакция периодического печатного издания обязана предоставить для размещения агитационных материалов, стоит учитывать, что для некоторых периодических печатных изданий общий объем еженедельной печатной площади не является постоянной величиной, поэтому при расчете рекомендуется брать за основу максимально возможный объем в целях соблюдения минимальных гарантий законодательства о выборах.

Допустим, максимальный объем еженедельной печатной площади издания составляет 20 полос, следовательно, 2 полосы (10 процентов) из них еженедельно должны выделяться под агитационные материалы. Общий объем выделяемой печатной площади за весь агитационный период (05.11.2011 – 03.12.2011)  составит 4 х 2 полосы = 8 полос печатной площади.

Полученный общий объем печатной площади необходимо в равных долях разделить между двумя кампаниями, т.е. 8/2 = по 4 полосы в рамках каждой из кампаний.

Пример 2:

В субъекте Российской Федерации одновременно с выборами депутатов Государственной Думы проходят выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом в законе субъекта Российской Федерации установлен следующий минимальный объем печатной площади, предоставляемой редакцией регионального государственного периодического для проведения агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации: не менее 20 процентов от общего объема еженедельной печатной площади печатного издания каждую неделю в пределах агитационного периода.

Данный объем больше, чем предусмотренный Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы, поэтому именно этот объем берется за основу для дальнейшего распределения между кампаниями, как максимальный.

Пусть объем еженедельной печатной площади издания составляет 20 полос, следовательно, 4 полосы (20 процентов) из них еженедельно должны выделяться под агитационные материалы. Общий объем выделяемой печатной площади за весь агитационный период (05.11.2011 – 03.12.2011)  составит 4 х 4 полосы = 16 полос печатной площади.

Полученный общий объем печатной площади необходимо в равных долях разделить между двумя кампаниями, т.е. 16/2 = по 8 полос в рамках каждой из кампаний.

Пример 3:

В субъекте Российской Федерации одновременно с выборами депутатов Государственной Думы проходят выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также дополнительные выборы депутатов представительного органа муниципального образования по двум округам.

При этом региональное государственное периодическое печатное издание подпадает под критерии пункта 3 статьи 47 Федерального закона об основных гарантиях, в связи с чем его редакция обязана предоставлять бесплатную печатную площадь в том числе на муниципальных выборах.

В соответствующих законах субъекта Российской Федерации предусмотрено, что для проведения агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям редакциями региональных государственных (муниципальных) периодических печатных изданий при проведении региональных (муниципальных) выборов предоставляются бесплатные печатные площади в размере не менее одной трети площади страницы соответствующей газеты.

Для определения общего объема печатной площади, которую редакция периодического печатного издания обязана предоставить для размещения агитационных материалов в рамках региональных выборов, необходимо умножить одну треть площади печатной страницы (полосы) на количество кандидатов и политических партий, участвующих в соответствующих региональных выборах.

Допустим, половина состава регионального парламента (24 депутата) избираются по одномандатным округам и половина (еще 24 депутата) – по пропорциональной системе, при этом зарегистрированы на выборах 56 кандидатов-одномандатников и 7 списков кандидатов от региональных отделений политических партий. Следовательно, общий объем печатной площади, которую обязана предоставить редакция регионального периодического печатного издания, составляет (56+7) х 1/3 полосы = 21 полоса печатной площади.

Предположим, на дополнительных выборах депутатов представительного органа муниципального образования по двум округам зарегистрировано 9 кандидатов. Следовательно, общий объем печатной площади, которую обязана предоставить редакция регионального периодического печатного издания для размещения агитационных материалов в рамках муниципальных выборов составляет 9 х 1/3 полосы = 3 полосы печатной площади.

Пусть объем еженедельной печатной площади издания составляет 20 полос, следовательно, общий объем печатной площади, которую редакция периодического печатного издания обязана предоставить для размещения агитационных материалов в рамках федеральных выборов, т.е. 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади, составляет 8 полос печатной площади в течение агитационного периода (подробный расчет см. в примере 1).

Из полученных трех значений  для дальнейшего распределения между кампаниями выбираем максимальное, то есть 21 полосу печатной площади.

Полученный общий объем печатной площади необходимо в равных долях разделить между тремя кампаниями, несмотря на то, что на муниципальном уровне проводятся не основные выборы, а дополнительные, поскольку пункт 1.3 Порядка проведения жеребьевки по распределению между региональными группами кандидатов печатной площади для публикации предвыборных агитационных материалов в региональных государственных периодических печатных изданиях при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, утвержденного постановлением ЦИК России от 15 июня 2011 года № 15/175-6, не предусматривает каких-либо исключений по виду выборов.

Таким образом, на каждую кампанию приходится по 21/3 = 7 полос печатной площади.

 

Правовое управление Аппарата ЦИК России

 

 
НОВОСТИ ЦИК РОССИИ
 
НОВОСТИ ИЗ РЕГИОНОВ