Наблюдение за выборами в России. Свидетельство очевидца. Франсиско Герреро Агирре, EL UNIVERSAL 27 декабря 2011  //29.12.2011

перевод с испанского

EL UNIVERSAL

27 декабря 2011

 

Франсиско Герреро Агирре

 

Наблюдение за выборами в России. Свидетельство очевидца.

 

Не далее, как две недели назад в качестве представителя Федерального избирательного института Мексики я  имел возможность побывать в России и участвовать в международном наблюдении за выборами депутатов Государственной Думы, полностью обновляемой в результате этих выборов.

Эта поездка состоялась в ответ на официальное приглашение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которое было направлено нам в соответствии с имеющимся двусторонним Протоколом о сотрудничестве между Федеральным избирательным институтом Мексики и ЦИК России.

Таким образом, в ходе моего пребывания в России со 2 по 5 декабря я имел возможность не только наблюдать за ходом голосования в Москве и в Московской области (Сергиево-Посадский район), но и участвовать в целом ряде рабочих встреч и бесед с представителями руководства ЦИК России. В рамках этих  мероприятий мне в том числе была предоставлена возможность ознакомиться с применяемыми в России системами электронного голосования, на практике наблюдать за работой Информационного Центра ЦИК России.

Существует мнение, по крайней мере в нашей стране, имеющей богатые традиции в электоральной сфере, что наблюдение за выборами непосредственно в день голосования рассматривается и используется с двух точек зрения: первая из них та, где превалируют факторы политического содержания (внутренние и внешние), которые имеют решающее влияние на  формирование итоговых оценок выборов – исходя из этого их результаты подтверждаются либо ставятся под сомнение; вторая – когда в полном соответствии с существующими нормами страны проведения выборов международное наблюдение обеспечивает их прозрачность и законность. Именно эта вторая точка зрения, по видимому, выражает наиболее эффективный и грамотный подход к международному наблюдению, в особенности когда для участия в нем приглашаются из-за рубежа коллеги-организаторы выборов, с которыми можно откровенно обменяться мнениями, опытом проведения избирательных кампаний, а также, как в моем случае, провести рабочие консультации.

Российская Федерация в этом плане является хорошим примером. В воскресенье 4 декабря в этой стране прошли выборы, в результате которых полностью обновился состав Государственной Думы. По данным ЦИК России в голосовании приняли участие более 50% избирателей (из более чем 110 млн. человек, внесенных в списки для голосования), что позволяет нам утверждать, что гражданское самосознание и правовая культура в этой стране приближаются к лучшим мировым образцам.

Вне всякого сомнения, фактор высокой явки позитивно влиял на настроение избирателей и способствовал тому, что день голосования стал очень значимым для России. За ним очень внимательно наблюдало мировое сообщество, прежде всего Западные государства, интерес которых подогревался возникшими у них надеждами на перемены в политическом курсе страны.

В контексте этого необходимо отметить, что международное наблюдение является хорошо известной и эффективной практикой для тех государств, которые этот инструмент признают. Наблюдение позволяет с оптимальных позиций выработать объективную оценку, профессионально и грамотно отметить имевшиеся недостатки и способствовать в итоге принятию в будущем правильных решений. При этом в стороне остаются предвзятость и субъективизм, зачастую присущие тем субъектам избирательного процесса, кто подвержен воздействию факторов «внешнеполитического содержания», нередко сопровождающих избирательный процесс. Жесткость в оценках профессионального наблюдателя может в отдельных случаях контрастировать с местными оценками, однако дает возможность делать правильные выводы.

Что касается меня, то во время наблюдения в день голосования в Московской области, где я находился в сопровождении коллег из ЦИК России и наблюдателей из Индии и Польши, я имел великолепную возможность убедиться в том, процесс голосования прошел нормально и организованно. Именно поэтому с удивлением узнал позже о появившихся обвинениях, как местных, так и зарубежных, об имевшихся в день голосования нарушениях.

С моей точки зрения, эти обвинения, с учетом широкого идеологического спектра международных наблюдателей, прибывших в Россию,  могли стать следствием двух причин. Во-первых, динамично развивающегося внутриполитического процесса в России. Во-вторых, той заметной  лидирующей роли, которую в настоящее время играет Россия в мировом сообществе. В любом случае, эти появившиеся позже негативные заявления полностью противоречат тому, что я сам наблюдал в день голосования 4 декабря – со мной были согласны, судя по их заявлениям, мои коллеги, наблюдатели из государств Латинской Америки и Азии.

Именно так, я был свидетелем того, что на участках для голосования, где мне удалось побывать в день выборах, шла организованная и спокойная работа. Общий вывод – в России прошли нормальные выборы, не отличающиеся от многих других, на которых мне довелось побывать в качестве наблюдателя. Безусловно, то, что произошло 4 декабря и сами результаты выборов, решения, которые последуют, входят в исключительную компетенцию Российской Федерации, законодательства этой страны.

Необходимо также отметить, что Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, выступая 22 декабря перед Федеральным Собранием Российской Федерации, заявил, что до того, как через три месяца он покинет свой пост, им будут выдвинуты важные инициативы, касающиеся реформы избирательной системы страны и порядка регистрации политических партий.

В заключении хотелось бы сказать о следующем. Опыт участия в международном наблюдении за выборами обогащает политическую культуру любой нации и способствует укреплению ее избирательной системы, нашей мексиканской в том числе. Различные подходы и знание превратностей политического развития позволяют строить общество более открытым, свободным и демократичным.

 

 

Советник по выборам

Член Генерального Совета

Федерального избирательного института Мексики

 

Франсиско Герреро Агирре

 

 

EL UNIVERSAL.

Francisco Guerrero Aguirre

 

Observacion electoral en Rusia. Un testimonio

 

27 de diciembre de 2011

Hace apenas un par de semanas tuve la oportunidad de viajar a Rusia ostentando la representacion institucional del IFE, con objeto de participar como observador internacional de las elecciones ordinarias de la Duma Estatal, para renovar en su totalidad a la Camara de Diputados de ese pais.

Lo anterior, para atender a la invitacion oficial de la Comision Electoral Central de la Federacion de Rusia, en el marco del convenio de colaboracion en materia electoral que a la fecha tiene signado el IFE con la Comision Electoral.

De esta forma, del 2 al 5 de diciembre, ademas de presenciar las elecciones ordinarias en Moscu у de ir a la ciudad de Serguiev Posad, sostuve importantes encuentros e intercambios de experiencias con los directivos de la Comision Electoral Central; asisti a una demostracion del sistema electronico de votacion у visite el Centro de Informacion de la Comision Electoral, entre otras actividades.

A menudo se piensa, al menos en nuestro pais por su tradicion electoral, que la observacion de jornadas electorates puede generar dos puntos de vista que inciden particularmente despues del proceso; aquel en el que participan agentes intemos о externos de la politica, para convalidar о simular у el que se da en plenitud de derechos en aras de transparentar у legitimar elecciones. Este ultimo es quiza el ejercicio de observacion que juega mayor capacidad de despliegue cuando un actor arbitral de la justa electoral de otra nacion es convocando por sus pares

en diferentes paises para compartir experiencias, estrechar lazos, о llegado el caso, llevar a cabo consultas.

La Federacion Rusa es un buen ejemplo. El domingo 4 de diciembre se celebraron elecciones parlamentarias en aquel pais para la renovacion de la Duma. Rusia у sus comunidades salieron a votar, con un basamento electoral superior a los 110 millones de electores. La cantidad de votos emitidos alcanzo el 50.3% del padron, segun datos preliminares de la Comision Electoral Central, lo que nos permite ver que la cultura civica en la antigua ex Union Sovietica empieza a madurar hacia mejores estadios de participacion ciudadana.

Sin duda que estos factores permearon en el animo del votante у propiciaron una Jornada electoral muy trascendente en Rusia, у muy observada por la comunidad internacional, sobre todo en Occidente, por el posible cambio de rumbo politico que se vislumbraba.

En este contexto, la observacion electoral es una practica conocida por todos aquellos que la aceptan, como el espacio mas optimo para que el analisis objetivo, que fluye sin apasionamientos, maxime si se trata de agentes externos a los fenomenos que rodean todo el conglomerado electoral de un pais, que permita visualizar fallas у coadyuve para aportar soluciones futuras. Los datos duros del observador al final de la Jornada contrastan con lo visto in situ у ayudan a construir una mejor evaluacion.

Por mi paso en los caucus en los suburbios de Moscu, en esta extraordinaria oportunidad con mis colegas de la CEC rusa у acompanado por observadores de India у Polonia, percibi con claridad que el animo ciudadano confluia normalmente, por eso fue que con sorpresa conoci de algunas reacciones tanto internacionales como domesticas que denunciaban irregularidades en la Jornada.

Desde mi perspectiva, dado el rol de observadores de toda talla e ideologias que convergimos en Rusia, dichas reacciones pudieran obedecer, como ya lo han comentado varios analistas, tanto a la propia dinamica interna rusa, a los reclamos propios de la oposicion, como al lugar de liderazgo que Rusia hoy mantiene en la comunidad internacional. En todo caso, la controversia que surgio contrasta con lo observado en campo por quien esto escribe, lo cual es acorde con las expresiones de otros observadores de Latinoamerica у Asia.

Es asi que, por mi parte, fui testigo -en los lugares en que me toco estar presente al momento de las elecciones- de un ejercicio organizado у pacifico. En sintesis, de una eleccion normal, como muchas otras en la que he tenido la

suerte de participar como observador. Lo que ocurrio ese dia у los resultados mismos de la eleccion, en los dias subsiguientes, son competencia del pai's que las organiza, al que le corresponde atender, revisar y, de ser el caso, resolver las controversias que se presenten, conforme a sus respectivas leyes.

Vale la pena destacar que el 22 de diciembre, al presentar ante los miembros de las dos Camaras del Parlamento su ultimo informe anual como presidente de Rusia, Dmitri Medvedev anuncio que antes de que abandone el Kremlin dentro de tres meses, propondra una iniciativa de reforma al sistema electoral у de registro de partidos politicos.

No me resta mas que reafirmar que las lecciones de la observacion internacional, como ejercicio fascinante, alimentan la cultura politica de las naciones у fortalecen a nuestro sistema electoral mexicano. Las experiencias, vicisitudes у angulos diversos, sin lugar a dudas, construyen ciudadanias mas abiertas, mas libres у mas democraticas.

Consejero electoral del IFE

ARTICULO ANTERIOR Observacion electoral en Rusia. Un

testimonio

Editorial EL UNIVERSAL El costo de lo "imprevisto"

Regresar Imprimir

© Queda expresamente prohibida la republicacion о redistribucion, parcial о total, de todos los contenidos de EL UNIVERSAL