Отчет о применении КОИБ при проведении выборов в единый день голосования 14 октября 2012 года //06.12.2012

Комплексы обработки избирательных бюллетеней 2010 (далее – КОИБ) при проведении выборов в единый день голосования 14 октября 2012 года применялись в 45 субъектах Российской Федерации на 2 505 избирательных участках, расположенных на территориях 608 населенных пунктов (городов и сельских поселений). На 2 500 избирательных участках применялись КОИБ производства ЗАО «КРОК инкорпорейтед», на 5 избирательных участках в г. Арамиль Свердловской области – производства ЗАО «ОРИОН МЕДИК».

Число избирательных участков, оснащенных КОИБ, составило 9,38 % от общего числа избирательных участков, образованных на территории Российской Федерации для проведения выборов 14 октября 2012 года.

По информации, представленной избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации из 2505 избирательных участков, на которых планировалось применение КОИБ, на 2500 участках (99,8%) голосование завершалось с использованием КОИБ, в том числе:

с использованием двух сканирующих устройств на 2 474 избирательных участках, что составляет 98,76% от общего количества участков, оснащенных КОИБ;

с одним сканирующим устройством на 26 избирательных участках, что составляет 1,04 % от общего количества участков, оснащенных КОИБ. (в соответствии с пунктом 4.2.2 Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июля 2011 года № 19/204-6, голосование избирателей на одном работоспособном сканирующем устройстве допускается).

На пяти избирательных участках (0,2% от общего количества участков, оснащенных КОИБ) участковые комиссии не могли использовать КОИБ с момента открытия помещения для голосования:

участки № 1707, 2873 (Республика Башкортостан) – из-за нарушения требований к изготовлению бюллетеней (относительно макетов бюллетеней, подготовленных в ГАС «Выборы», нарушены геометрические размеры изготовленных для голосования бюллетеней);

участки № 506 (Пензенская область), № 972 (Саратовская область),– из-за нарушения требований к оформлению бюллетеней участковой комиссией (вместо специальной прямоугольной печати на всех бюллетенях, полученных участковой комиссией, была проставлена круглая печать);

участок № 506 (Свердловская область) – из-за нарушения требований к изготовлению печати УИК (номер печати содержит 3-и цифры вместо 4-х цифр).

Задержки начала голосования с использованием КОИБ от 5 минут до 6 часов имели место на 15 избирательных участках в 6 субъектах Российской Федерации. (Республика Дагестан, Калининградская область, Московская область, Пензенская область, Ростовская и Тверская области).

Основные причины:

несвоевременное начало участковыми комиссиями начала тестирования КОИБ (по инструкции тестирование рекомендуется начинать за 1 час до начала голосования);

большое количество кандидатов в избирательных бюллетенях, в связи с чем увеличивается количество тестовых бюллетеней, что соответственно увеличивает время на проведение тестирования;

нарушение требований инструкции в части корректного завершения тренировки накануне дня голосования (требуется сначала завершить тренировочное голосование);

сбои при загрузке исходных данных с флеш-накопителей (требуется перезапись на флеш-накопитель исходных данных на КСА ТИК).

Перерывы в течение дня голосования с использованием КОИБ имели место на 9 избирательных участках в 6 субъектах Российской Федерации. (Алтайский край, Приморский край, Иркутская область, Ульяновская область, Свердловская и Московская области).

Основные причины:

временная неработоспособность КОИБ, чаще из-за загрязнения сканирующих линеек, застревания бюллетеней, наматывания бюллетеней на вал протяжного механизма;

временное отключение электропитания в помещениях для голосования.

При этом перерывов в голосовании избирателей на этих участках не было. Участковыми комиссиями в соответствии с пунктом 4.2.2 Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июля 2011 года № 19/204-6, голосование избирателей на время устранения нештатных ситуаций организовывалось в резервные стационарные ящики для ручного голосования.

С учетом совмещения выборов всего на 2 505 избирательных участках, оснащенных КОИБ, было составлено 3 871 протокол об итогах голосования.

Из них:

введены в базу данных ГАС «Выборы» данные 3 827-ми (98,9%) протоколов об итогах голосования, полученных с использованием КОИБ с 2 473 избирательных участков (98,7%);

введены в базу данных ГАС «Выборы» с признаком ручного ввода данные 44 (1,1%) протоколов об итогах голосования с 32 избирательных участков (1,3%).

Из 44-х случаев ввода данных протоколов в базу данных ГАС «Выборы» вручную, в 3-х случаях можно классифицировать причину - сбой КОИБ, в 5-ти случаях сбои СПО ГАС «Выборы» при обработке данных протоколов на АРМ КСА ГАС «Выборы», в остальных 36 случаях нарушение членами УИК требований Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней.

Причины ввода данных 44 протоколов об итогах голосования в базу данных ГАС «Выборы» вручную приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Субъект РФ

№ участка

Кол-во протоколов с признаком ручного ввода

Причина ввода данных протоколов в базу данных ГАС «Выборы» вручную

Республика Башкортостан

1707

1

Нарушение требований к изготовлению бюллетеней. КОИБ при голосовании не использовался.

Республика Башкортостан

2873

1

Нарушение требований к изготовлению бюллетеней. КОИБ при голосовании не использовался.

Республика Башкортостан

1668

3

Протокол получен с использованием КОИБ.

Допущена ошибка членами УИК при вводе данных верхних строк протокола. Протокол (повторный) составлен вручную – ручного подсчета не производилось.

Алтайский край

229

1

Протокол получен с использованием КОИБ.

Допущена ошибка членами УИК при вводе данных о числе избирателей. Протокол (повторный) составлен вручную – ручного подсчета не производилось.

Краснодарский край

5604

2

Сбой КОИБ. Результаты голосования (короткий протокол) по пропорциональному и одномандатному округам получены с помощью КОИБ. Протокол №1 получен также с помощью КОИБ, при сохранении результатов голосования произошла ошибка при записи данных на флеш-накопитель., протокол №2 распечатан не был.  Протокол №2 составлен вручную, на основе ранее распечатанных результатов голосования, ручного подсчета не производилось.

Приморский край

347

1

Протокол получен с использованием КОИБ.

Допущена ошибка членами УИК при вводе данных верхних строк протокола. Протокол (повторный) составлен вручную – ручного подсчета не производилось.

Приморский край

316

2

Нарушение инструкции.  Бюллетени из переносных ящиков для голосования введены в КОИБ в стационарном режиме. Протокол составлен вручную.

 

Брянская область

44

1

Протокол получен с использованием КОИБ.

Сбой СПО ГАС "Выборы" при вводе данных протокола об итогах голосования с флеш-носителя на АРМ КСА ГАС «Выборы».

Данные протокола введены в ГАС «Выборы» вручную.

Брянская область

45

1

Протокол получен с использованием КОИБ.

Сбой СПО ГАС "Выборы" при вводе данных протокола об итогах голосования с флеш-носителя на АРМ КСА ГАС «Выборы».

Данные протокола введены в ГАС «Выборы» вручную.

Московская область

2326

1

Нарушение инструкции.  Бюллетени из переносных ящиков для голосования введены в КОИБ в стационарном режиме. Протокол составлен вручную.

Московская область

3004

1

Протокол получен с использованием КОИБ.

По решению ТИК проведен ручной подсчет голосов избирателей.

Разница между данными ручного подсчета голосов и данными протокола, полученного с использованием КОИБ, более 1% . Комиссия признала 13 бюллетеней действительными, которые были классифицированы КОИБ, как недействительные.

Протокол составлен вручную.

Московская область

3008

1

Протокол получен с использованием КОИБ.

По решению ТИК проведен ручной подсчет голосов избирателей.

Разница между данными ручного подсчета голосов и данными протокола, полученного с использованием КОИБ, более 1% . Комиссия признала 9 бюллетеней действительными, которые были классифицированы КОИБ, как недействительные. Протокол составлен вручную.

Московская область

3020

1

Протокол получен с использованием КОИБ.

На основании жалобы члена УИК с правом совещательного голоса проведен ручной подсчет голосов избирателей.

Акт совпадения данных ручного подсчета голосов и данных протокола, полученного с использованием КОИБ, комиссией не составлялся.

Протокол составлен вручную.

Московская область

3029

1

Протокол получен с использованием КОИБ.

По решению ТИК проведен ручной подсчет голосов избирателей.

Разница между данными ручного подсчета голосов и данными протокола, полученного с использованием КОИБ, более 1% . Комиссия признала 3 бюллетеня действительными, которые были классифицированы КОИБ, как недействительные. Кроме того УИК были допущены ошибки при вводе данных по 5 (число выданных бюллетеней в помещении для голосования) и 7 (число погашенных бюллетеней) строкам протокола.

Протокол составлен вручную.

Московская область

3047

1

Протокол получен с использованием КОИБ.

По решению ТИК проведен ручной подсчет голосов избирателей.

Разница между данными ручного подсчета голосов и данными протокола, полученного с использованием КОИБ, не превысила значений, допустимых законом. УИК были допущены ошибки при вводе данных по 5 (число выданных бюллетеней в помещении для голосования) и 7 (число погашенных бюллетеней) строкам протокола.

Протокол составлен вручную.

Пензенская область

506

2

Нарушение требований к оформлению бюллетеней участковой комиссией (вместо специальной прямоугольной печати на всех бюллетенях, полученных участковой комиссией, была проставлена круглая печать). КОИБ при голосовании не использовался.

Ростовская область

924

1

Сбой КОИБ.

Произошла намотка бюллетеня с изменением счетчика, не выполнились КС. Ручной подсчет голосов избирателей. Протокол составлен вручную.

Саратовская область

861

1

Голосование в течение дня проводилось с использованием КОИБ, а по окончании времени голосования, при вводе из переносного ящика № 2 в сканирующее устройство избирательных бюллетеней по единому округу, 6 (шесть) штук бюллетеней были определены как «бюллетени неустановленной формы». Причиной послужило нанесение подписи одного члена УИК на номер участка в печати. УИК приняла решение о формировании протокола №1 об итогах голосования по одномандатному округу с помощью КОИБ и составлении протокола № 2 по единому округу вручную.

Саратовская область

1152

2

В связи с поступившей жалобой наблюдателя от СРОПП «Патриоты России», указывающей на повреждение пломб, участковой комиссией принято решение о ручном подсчете голосов и составлении протоколов № 1 и №2 вручную. Акт совпадения данных ручного подсчета голосов и данных протоколов, полученных с использованием КОИБ, комиссией не составлялся.

Саратовская область

1154

2

В связи с поступившей жалобой наблюдателя от СРОПП «Патриоты России», указывающей на повреждение пломб, участковой комиссией принято решение о ручном подсчете голосов и составлении протоколов № 1 и №2 вручную. Акт совпадения данных ручного подсчета голосов и данных протоколов, полученных с использованием КОИБ, комиссией не составлялся.

Саратовская область

972

2

Нарушение требований к оформлению бюллетеней участковой комиссией (вместо специальной прямоугольной печати на всех бюллетенях, полученных участковой комиссией, была проставлена круглая печать). КОИБ при голосовании не использовался.

Саратовская область

389

2

На избирательном участке № 389 проводились совмещенные выборы в органы МО Аркадакского муниципального района по двум видам избирательных бюллетеней.

Голосование по выборам Саратовской областной Думы осуществлялось с использованием КОИБ и оба протокола № 1, № 2 были получены с помощью КОИБ и введены в ГАС «Выборы» с носителя информации. Однако избирательные бюллетени на местных выборах были изготовлены не достаточно качественно и КОИБ их не распознавал, поэтому решением УИК голосование по выборам в органы МСУ проводилось в стационарную урну, протоколы по выборам в органы МСУ были составлены и введены в ГАС вручную.

Свердловская область

2174

1

Нарушение инструкции.  Бюллетени из переносных ящиков для голосования введены в КОИБ в стационарном режиме. Протокол составлен вручную.

Свердловская область

506

1

Нарушения требований к изготовлению печати УИК (номер печати содержит 3-и цифры вместо 4-х цифр). КОИБ при голосовании не использовался.

Тверская область

993

1

Для голосования по одномандатному округу части избирателей комиссией ошибочно выдавались бюллетени другого округа. Протокол об итогах голосования по одномандатному округу составлен вручную.

По пропорциональному округу протокол получен с использованием КОИБ.

Челябинская область

614

1

Протокол получен с использованием КОИБ.

Допущена ошибка членами УИК при вводе данных верхних строк протокола. Протокол (повторный) составлен вручную – ручного подсчета не производилось.

Ярославская область

90

2

Протоколы об итогах голосования получены с использованием КОИБ.

В результате не правильной установки даты голосования на КОИБ был сформирован протокол об итогах голосования КОИБ с датой 13.10.2012. Был проведен ручной подсчет голосов. Расхождений данных ручного подсчета с данными протоколов, полученных с использованием КОИБ, не выявлено. Протокол с правильной датой составлен вручную.

Ярославская область

127

2

Протоколы об итогах голосования получены с использованием КОИБ.

В связи с тем, что операторы КОИБ утром не извлекли тестовые бюллетени из накопителя до опечатывания КОИБ, был проведен ручной подсчет голосов. Расхождений данных ручного подсчета с данными протоколов, полученных с использованием КОИБ, не выявлено. Участковой комиссией в ТИК был представлен только протокол, результаты голосования флеш-носителе не были представлены. Данные протоколов были введены в ГАС «Выборы» вручную.

Ярославская область

143

1

Протоколы об итогах голосования получены с использованием КОИБ.

Данные протокола №1 введены в БД ГАС «Выборы» с флеш-носителя.

Сбой СПО ГАС "Выборы" при вводе данных протокола №2 с флеш-носителя на АРМ КСА ГАС «Выборы».

Данные протокола №2 введены в ГАС «Выборы» вручную.

Ярославская область

183

1

Протокол №1 об итогах голосования получен с использованием КОИБ.

Данные протокола №1 введены в БД ГАС «Выборы» с флеш-носителя.

Бюллетени из переносного ящика для голосования по единому округу были введены в КОИБ в стационарном режиме. Протокол №2 составлен вручную.

Ненецкий автономный округ

46

1

Протокол получен с использованием КОИБ.

Сбой СПО ГАС "Выборы" при вводе данных протокола об итогах голосования с флеш-носителя на АРМ КСА ГАС «Выборы».

Данные протокола введены в ГАС «Выборы» вручную.

Ненецкий автономный округ

47

1

Протокол получен с использованием КОИБ.

Сбой СПО ГАС "Выборы" при вводе данных протокола об итогах голосования с флеш-носителя на АРМ КСА ГАС «Выборы».

Данные протокола введены в ГАС «Выборы» вручную.


В Московской области на основании решений территориальных избирательных комиссий в целях демонстрации избирателям, общественности правильности подсчета голосов с использованием КОИБ на 18 избирательных участках № 3, 20, 27 в г. Воскресенске, № 28, 33, 38, 40, 72 в Мытищинском районе, № 2581, 2586, 2631 в Сергиево-Посадском районе, № 2317 и 2320 в г. Пушкино, № 3004, 3008, 3029, 3047 и 3020 в г. Химки, № 3307 в г. Электрогорске после завершения голосования был проведен ручной подсчет голосов. Кроме того, на избирательном участке №3020 в г. Химки был проведен ручной подсчет по решению участковой комиссии на основании жалобы члена УИК с правом совещательного голоса.

По результатам ручного подсчета голосов на 15 избирательных участках расхождений между данными ручного подсчета голосов и данными протоколов, полученных с использованием КОИБ, либо не выявлено, либо расхождения не превышали допустимых значений, установленных законом.

На трех избирательных участках № 3004, 3008, 3029 в городе Химки разница между данными ручного подсчета голосов и данными протоколов, полученных с использованием КОИБ, по строке недействительные бюллетени составила значения 13, 9 и 3 соответственно,  что превышает значения, допускаемые законом. Комиссии признали действительными бюллетени, которые были классифицированы КОИБ, как недействительные. Основной причиной не правильной классификации бюллетеней сканирующими устройствами КОИБ явилось наличие на этих бюллетенях линий сгибов, проходящих через квадраты для отметок избирателя. Линии сгиба на бюллетене, проходящие через квадраты для отметок, распознавались сканирующими устройствами как отметки избирателей, что и приводило к классификации бюллетеня как недействительного. Предположительно, были не выполнены требования (рекомендации) пункта 2.4 Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, при опускании бюллетеней избирателями в переносные ящики для голосования (бюллетени складывались пополам дважды, линии сгиба попадали на квадраты для отметок избирателей).

На избирательном участке № 3020 участковой комиссией акт совпадения (несовпадения) данных ручного подсчета голосов и данных протоколов, полученных с использованием КОИБ, не составлялся. Протокол с этого участка был сдан в ТИК только в ручном варианте.

На основании пункта 33 статьи 67 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» при проведении выборов депутатов Липецкого городского Совета депутатов с использованием КОИБ на 9 избирательных участках города Липецка (№ участков 1, 2. 9, 14, 17, 18, 28, 29, 30) был проведен контрольный подсчет голосов.  По результатам контрольного ручного подсчета голосов на всех 9 избирательных участках расхождений между данными ручного подсчета голосов и данными протоколов, полученных с использованием КОИБ, не выявлено, что подтверждается соответствующими  актами.

В ходе применения КОИБ на выборах 14 октября 2012 года зафиксировано 309 обращений участковых комиссий на «горячие линии» поддержки использования КОИБ, организованные избирательными комиссиями, организующими выборы, в том числе 226 случаев обращений, связанных с необходимостью устранения возникших нештатных ситуаций с техническими средствами, для устранения которых требовалось вмешательство специалистов технической поддержки или по их консультациям определенные действия членов участковых избирательных комиссий – операторов КОИБ. По остальным обращениям либо требовались консультации по процедурам голосования с использованием КОИБ, либо обращения были информационного характера о ходе голосования с использованием КОИБ.

 

Нештатные ситуации при использовании КОИБ-2010,
зафиксированные 14 октября 2012 года

 

Тип нештатной ситуации

Количество

Загрязнение линеек

41

Наматывание бюллетеня на вал

39

Застревание бюллетеня

36

Зависание одного сканера

20

Рассинхронизация сканеров

19

Реверс (возврат) бюллетеней.
Выдается сообщение - двойной лист.

19

Выдается сообщение - «ИД не обнаружены»

17

Отключение электропитания питания на участке

9

Повреждение оператором сканирующей линейки сканера

5

Неверная классификация бюллетеней

4

Неисправность флеш- носителя информации

4

Неисправность патч-корда

3

Зависание двух сканеров

2

Сбой принтера

2

Не исправность блока питания

1

Не принимаются бюллетени

1

Неисправность сканера

1

Неисправность клавиатуры

1

Неисправность разъема

1

Пропущен режим тестирования

1

 

226

 

В целом из расчета на один избирательный участок, оснащенный КОИБ, количество нештатных ситуаций, возникших в день голосования 14 октября 2012 года и для устранения которых требовалось вмешательство специалистов технической поддержки, по отношению к количеству нештатных ситуаций, возникших при использовании КОИБ на выборах 4 декабря 2011 года и 4 марта 2012 года, снизилось  фактически в два раза.

Наиболее существенными из перечисленных типов нештатных ситуаций являются наматывание бюллетеня на вал протяжного механизма, застревание бюллетеней, неверная классификация бюллетеней. Наматывание бюллетеня на вал протяжного механизма и застревание бюллетеней приводит к остановке голосования с использованием КОИБ, а извлечение намотанных или застрявших бюллетеней не в накопитель бюллетеней, а в приемный лоток сканера к повторной обработке их обработке. Неверная классификация бюллетеней сканирующим устройством (выявлялась в ряде случаев при тестировании) приводит к проведению голосования с одним сканирующим устройством или без их использования.

Наматывание бюллетеней на вал протяжного механизма чаще проявляется при использовании для голосования длинных бюллетеней (более 50 см) и при использовании бумаги для изготовления бюллетеней плотностью менее 80 г/кв.м. При проведении выборов 14 октября, особенно местного уровня, по отношению к прошедшим федеральным выборам наблюдалась тенденция снижения уровня требований к изготовлению бюллетеней в части плотности используемой бумаги, качества обрезки бюллетеней – соблюдения геометрических размеров на соответствие макету бюллетеня, качества напечатанного текста.

Еще одна проблема возникает при использовании КОИБ на избирательных участках с малой численностью избирателей.

Согласно требованиям Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июля 2011 года № 19/204-6, в помещениях для голосования избирательных участков в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования участковой комиссией проводится тестирование комплексов обработки избирательных бюллетеней для проверки правильности классификации бюллетеней каждым сканирующим устройством КОИБ-2010, а в день, предшествующий дню голосования, проводится тренировка. Бюллетени для подготовки комплектов бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки берутся из числа бюллетеней, полученных участковой комиссией для проведения голосования с использованием КОИБ-2010. Для подготовки комплектов по одному виду бюллетеня, например, для 40 партий, имеющих право участвовать в выборах, потребуется 218 бюллетеней (86 бюллетеней для тестирования и 46 бюллетеней для тренировки в день, предшествующий дню голосования, и 86 бюллетеней для тестирования в день голосования).

В соответствии с пунктом 13 статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней.

Данное обстоятельство делает затруднительным использование КОИБ на избирательных участках с небольшим (до 500) числом зарегистрированных избирателей.

Кроме того, при закрепленной в настоящее время в Инструкции процедуре тестирования КОИБ в связи с увеличением количества партий, имеющих право участвовать в выборах, прогнозируется значительное увеличение времени на ее проведение, что особенно критично в день голосования, так как процедура тестирования должна быть завершена до начала голосования на избирательном участке.

При существующей форме избирательного бюллетеня для голосования с использованием КОИБ возможны различные варианты решения данной проблемы:

законодательное закрепление увеличения количества бюллетеней, передаваемых участковым комиссиям, специально для проведения процедуры тестирования и тренировки;

внесение изменений в Инструкцию в части отмены тренировки и изменения количества бюллетеней, использующихся для тестирования КОИБ, – например, использование всего двух (один бюллетень без отметок и один бюллетень с проставленными отметками в каждом квадрате) одних и тех же бюллетеней как в день, предшествующий дню голосования, так и в день голосования;

внесение изменений в Инструкцию в части отмены процедуры тестирования и тренировки.

С целью подготовки к дальнейшему использованию КОИБ-2010 на выборах с учетом имевших место нештатных ситуаций предлагается:

1. Внести изменения в  Технические требования к комплексу обработки избирательных бюллетеней 2010 (КОИБ-2010), одобренные на заседании ЦИК России (выписка из протокола заседания от 15.07.2010 № 210-2-5), в части:

  • уточнения требований к распознаванию отметок избирателей;
  • увеличения количества одновременно обрабатываемых видов избирательных бюллетеней, бюллетеней референдума;
  • распознавания дополнительных форм избирательных бюллетеней.

2. В инструкции о порядке использования КОИБ на выборах уточнить:

  • процедуру действий участковой комиссии с поврежденными бюллетенями, обнаруженными в переносных ящиках для голосования (в том числе со смазанным оттиском печати) в случае непринятия их сканирующими устройствами КОИБ;
  • процедуры тестирования КОИБ и тренировки в день, предшествующий дню голосования;
  • требования к печати участковой комиссии для заверения бюллетеней, обрабатываемых КОИБ, в части цвета используемых штемпельных подушек и чернил (с привлечением организации-разработчика технических средств);
  • процедуру действий с внешними носителями информации (USB Flash накопителями и SD картами) в части порядка их передачи в участковую комиссию и обратно;
  • порядок действий участковой комиссии с бюллетенями неустановленной формы, использованными для проведения тестирования КОИБ в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования и тренировки в день, предшествующий дню голосования;
  • порядок действий системного администратора КСА ТИК по подготовке исходных данных для голосования, записи их на внешний носитель информации и по вводу данных протоколов с участков, оснащенных КОИБ, с внешних носителей информации в базу данных ГАС «Выборы».

3. Определить организационный порядок технического обслуживания и ремонта (включая не гарантийные случаи) КОИБ-2010 при подготовке их к использованию на выборах.

4. Определить порядок централизованного хранения КОИБ-2010 избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в период между выборами, в том числе в части финансирования расходов на складские помещения.

5. Поручить изготовителю (разработчику) КОИБ-2010 разработать мероприятия по повышению надежности их функционирования при использовании на выборах и исключению случаев намотки бюллетеней на вал протяжного механизма и застреванию бюллетеней при обработке их сканирующим устройством.

6. Поручить ФГУП НИИ «Восход» исправить СПО ГАС «Выборы» для исключения сбоев на АРМ КСА ГАС «Выборы» при обработке данных протоколов об итогах голосования, полученных с помощью КОИБ.