Сайт ЦИК России работает в тестовом режиме. Переход на старую версию сайта.

Ответ Избирательной комиссии Краснодарского края на обращение С.К. Лузинова

С.К. Лузинову

 

Уважаемый Сергей Константинович!

 

Из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Ваше обращение от 1.10.2012 года поступило 4.10.2012 года в избирательную комиссию Краснодарского края для рассмотрения и направления Вам соответствующих разъяснений по вопросу обеспечения активного избирательного права граждан Российской Федерации, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, в том числе временной, на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва.

В главе 2 Конституции Российской Федерации установлено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). К основным правам статьей 32 той же главы отнесено, в том числе, и право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти (ч. 2), которое ограничено признанием гражданина судом недееспособным, а также фактом содержания в местах лишения свободы по приговору суда. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) определено, что активное избирательное право имеют достигшие 18 лет граждане Российской Федерации (п. 1 ст. 4). При этом пунктом 4 статьи 4 Федерального закона определен территориальный критерий порядка реализации этого права, который увязан с местом жительства гражданина – избирателя, причем пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения на территории, где оно находится, выборов не может служить основанием для лишения его этого права. Иное, в том числе и отсутствие у гражданина Российской Федерации регистрации, противоречило бы статье 18 Конституции Российской Федерации, установившей, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и именно они определяют смысл, содержание и применение законов. Очевидно, что территориальный критерий порядка реализации активного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, в том числе временной, применим лишь частично. Этот вывод, в частности содержится в пункте 3.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8.12.2011 года № 1794-О-О (далее - Определение Конституционного Суда) – «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан», а «если гражданин по тем или иным причинам не исполнил … обязанность регистрации по месту жительства и, как следствие, не был включен в список избирателей, он в соответствии с пунктом 16 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей…».

Таким образом, для обозначенной Вами категории граждан Российской Федерации, имеющих активное избирательное право, но не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, в том числе временной, должен быть предусмотрен и обеспечен порядок реализации этого права.

Такой порядок предусмотрен специальной нормой пункта 17 статьи 17 Федерального закона, которой корреспондирует абзац второй части 7 статьи 13 Закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края». Этот порядок предусматривает включение таких граждан Российской Федерации в список избирателей в день голосования по решению участковых избирательных комиссий, действующих на территории места их пребывания во время голосования, на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт, и их личного заявления. Этот вывод так же соответствует правовой позиции Определения Конституционного Суда, изложенной в его пункте 3.3, - «подтверждением того, что граждане, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, вправе участвовать в выборах в качестве избирателей, является и положение пункта 16 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В том же пункте Конституционный Суд сделал вывод, что «в качестве дополнительной гарантии избирательных прав граждан, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, может закрепляться необходимость образования или определения избирательных участков, специально предназначенных для организации голосования этой категории избирателей». При этом, в развитие этого вывода, Конституционный Суд считает, что «установление законами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий избирательных прав граждан не является обязанностью органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, а поэтому они вправе воздержаться от реализации полномочия, предоставленного им пунктом 17 статьи 17 данного Федерального закона. Однако отсутствие в законе субъекта Российской Федерации положений об образовании или определении избирательных участков для голосования, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, не может служить препятствием для включения таких граждан в списки избирателей».

В таком случае обеспечение порядка реализации активного избирательного права с учетом положения части 8 статьи 13 Закона Краснодарского края, исключающего возможность неоднократного голосования граждан, ложится на организующую выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края избирательную комиссию Краснодарского края.

Этот порядок избирательной комиссией Краснодарского края и был определен в её постановлениях от 19 июня 2012 года № 44/443-5 «О Рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей, проживающих на территории Краснодарского края, при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва» (в редакции постановления избирательной комиссии Краснодарского края от 20.07.2012 г. №49/494-5) и от 26 июля 2012 года № 50/508-5 «О форме списка избирателей, порядке его составления, уточнения и использования на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва» (в редакции постановления избирательной комиссии Краснодарского края от 10.08.2012 г. № 52/535-5), которые размещены на сайте избирательной комиссии Краснодарского края «ikkk.ru» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Председатель Ю.А. Бурлачко